«Шедевры московской Пушкинианы» в Петропавловской крепости
ARTinvestment.RU   27 мая 2016

В таком количестве и такие сокровища из своего собрания московский музей Пушкина привозит в Санкт-Петербург впервые

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга, на территории Петропавловской крепости, 27 мая откроется выставка «Шедевры московской Пушкинианы» из собрания Государственного музея А. С. Пушкина. Выставка даст петербуржцам уникальную возможность познакомиться с собранием московского пушкинского музея.

Более 150 ценных экспонатов из своей коллекции вывез в северную столицу московский музей великого поэта.

В Петербург привезли произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства первой половины XIX века, хранящиеся ныне в собрании Государственного музея А. С. Пушкина в Москве, работы художников В. Тропинина, Гр. Озерова, Я. Стрешнева, И. Макарова, Ф. Алексеева, В. Садовникова, Молинари, В. Кнолла, С. Тончи, Ф. Бруни, Н. Гончаровой и других известных живописцев. Среди экспонатов есть несколько прижизненных портретов А. С. Пушкина, в том числе единственный известный его портрет в раннем детстве, в возрасте 2–3 лет, каминные часы «Смерь Лукреции», по легенде, принадлежавшие поэту, последний портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, перочинный ножик Александра I, альбом из семьи Олениных и др., портреты людей из близкого окружения поэта, а также пейзажи мест. С ним связанных.

Значительное место в собрании ГМП занимает портретная живопись, ядром которой являются прижизненные портреты Пушкина. Часть из них музей представляет сегодня петербуржцам.

На выставке «Шедевры московской Пушкинианы» представлен миниатюрный портрет Пушкина-ребенка работы Ксавье де Местра, ставший символом московской пушкинианы. Он был написан художником в 1800–1802 годах в Москве — городе, где поэт родился и провел первые годы своей жизни. Согласно легенде, Н. О. Пушкина подарила его С. М. Великопольской, дочери семейного врача и друга Пушкиных профессора М. Я. Мудрова, и более ста лет портрет хранился у ее потомков. В залах экспозиции можно видеть еще одно прижизненное изображение Пушкина — миниатюру, выполненную И. И. Вивьеном. В 1818–1852 годах художник жил и работал в Москве. Там и произошла его встреча с поэтом, вернувшимся в 1826 году в родной город из Михайловской ссылки. Бесспорную художественную и историко-культурную ценность имеет копия портрета Пушкина с оригинала О.А. Кипренского, сделанная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга поэта князя П.А. Вяземского. Она получила название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземских Остафьево.

На живописных парадных и камерных портретах XVIII —XIX веков запечатлены представители русского дворянства той эпохи. Широк и разнообразен круг авторов этих портретов. Наряду с работами хорошо известных русских и иностранных мастеров: Е.И. Ботмана, И.К. Макарова, Ксавье де Местра, А. Молинари, Б.-Ш. Митуара, Н.Д. Мыльникова, В.И. Тропинина, в состав выставки вошли произведения крепостных художников и неизвестных портретистов. Среди портретов современников Пушкина — изображения его друзей, родственников и светских знакомых: И.И. Дмитриева, Н.П. Голицыной, А.А. Суворова-Рымникского, А.А. Андро (урожденной Олениной), Н.Н. Пушкиной-Ланской, В. Ф. Гагариной, и других. Особое место на выставке занимают портреты ближайших родственников известной «московской старожилки» Е.П. Яньковой, автора мемуаров «Рассказы бабушки…», ставших своеобразной энциклопедией дворянской жизни. Старые надписи на оборотах холста, наклейки и ярлыки на подрамниках многих портретов свидетельствуют о том, что некогда они находились в семейных собраниях, и в этом их непреходящая ценность.

Живописные полотна Ф.Я. Алексеева, М.Н. Воробьева и С.М. Шухвостова уводят нас в Москву 1800–1840-х годов; акварели В.С. Садовникова приглашают в Санкт-Петербург второй половины XIX века; работы В. Кнолла — на Кавказ. Почти все работы, составившие выставку, «одеты» в старинные рамы, что позволяет лучше почувствовать колорит той эпохи, ощутить подлинность и значимость представленного материала.

Атмосферу эпохи также помогают почувствовать редкие книжные издания, посвященные Москве, и предметы декоративно-прикладного искусства. Собрание музея позволяет продемонстрировать такие шедевры Золотого века французской бронзы, как канделябры-треножники работы Пьера Гутьера; вазу в форме античной амфоры и канделябры с военными трофеями его ученика Пьера-Филиппа Томира; часы «Смерть Лукреции» Клода Галля.

Выставка «Шедевры московской пушкинианы» раскрывает перед посетителями часть музейных фондов и знакомит их с ценнейшими предметами, которые собирают, изучают и бережно хранят сотрудники московского музея А.С. Пушкина.

Источник: пресс-релиз ГМП


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160527_gmp_petropavlovka.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160527_gmp_petropavlovka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх