«Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения»
Около двухсот картин, рисунков, объектов и старинных фотографий Л. Бакста покажут в ГМИИ имени А. С. Пушкина в начале июня
Этим летом в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет грандиозная выставка «Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения».
Один из самых оригинальных и великолепных художников начала XX века, Лев Самойлович Бакст (наст. фамилия Розенберг, 1866–1924) знаменит прежде всего своими потрясающими проектами для дягилевских «Русских сезонов» в Париже и Лондоне. Его яркие, динамические и провокационные декорации и костюмы обеспечили успех таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий Бог» и «Спящая Принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом дизайне. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими гениальными людьми, как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Игорь Стравинский, Бакст радикально изменил положение тела артиста на сцене, освободив его кинетическую энергию и создав органическую связь между авансценой и аудиторией.
Бакст был не только художником театра, но и знаменитым живописцем (его картина «Ужин» имела скандальный успех в 1902, в то время как «Древний Ужас» 1908 вызывал тревожный призрак Апокалипсиса), портретистом (его изображения Сергея Дягилева, Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус — драгоценные свидетельства Серебряного века), иллюстратором великолепных книг, дизайнером интерьеров и создателем высокой моды в 1910-х, близко стоящим к Вурт, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн причесок (париков), драгоценностей, сумочек и других модных аксессуаров, писал статьи о современном дизайне, о танце и о женщине, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующими подробностями автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство, Бакст объединил экстравагантность ар-нуво с чувством меры и здравым смыслом, редкая смесь, которая принесла ему громкий успех в России, Европе и Америке.
Гражданин мира, Бакст был дома в Санкт-Петербурге, в Париже, в Венеции, в Лондоне и Нью-Йорке, его искусство — органичная часть российского и европейского декоративного возрождения начала ХХ века — настолько значимо, что даже сегодня сила и изобретательность его сценического оформления все еще влияют на современный художественный процесс. Близко сотрудничая со знаменитыми художниками, музыкантами, танцорами и писателями того времени, такими как Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан и Габриэль Д'Аннунцио, Бакст был одной из самых ярких — и самых сильных — звезд на российском небосводе конца XIX — начала ХХ века.
Собрав вместе oколо двухсот картин, рисунков, объектов и старинных фотографий Л. Бакста на выставке «Леон Бакст. К 150-летию со дня рождения художника», ГМИИ воздает должное богатому и многообразному творческому потенциалу этого удивительного человека, одного из самых влиятельных художников своего времени и главного культурного посла России Серебряного века. Работы, представленные на выставке, охватывают ряд наиболее важных для художника тем. Это и книжная графика, и античность, и восточные мотивы, и портреты, пейзажи, мода, театральные костюмы. Среди экспонатов выставки следует упомянуть такие работы, как «Беотиец. Эскиз костюма к балету “Нарцисс”» (около 1911, СПМТиМ), «Вакханка. Эскиз костюма к балету “Нарцисс”» (1911, Центр Помпиду), «Храмовая танцовщица. Эскиз костюма к балету “Синий Бог”» (1912, Центр Помпиду), «Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету “Послеполуденный отдых Фавна”» (1912, частное собрание, Париж), «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, Русский музей), «Автопортрет» (1893, Русский музей), «Эскиз костюма для Иды Рубинштейн в партии Клеопатры (балет “Клеопатра”)» (1909, СПМТиМ, дар Международного благотворительного фонда «Константиновский», 2013. Коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских), «Юноша, сопровождающий Орфея в храм. Эскиз костюма. I акт» (1914, ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1905–1908, Русский музей).
В экспозицию включены произведения из российских и западных собраний, государственных и частных, многие из которых впервые демонстрируются в России. Кроме того, известный российский историк моды Александр Васильев предоставит для выставки ряд костюмов из своей коллекции. Выставка сопровождается научным, иллюстрированным каталогом, где будут опубликованы около 400 работ Л. Бакста. Эта первая полная ретроспективная выставка Л. С. Бакста в России.
Кураторы выставки: Наталья Борисовна Автономова, зав. Отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина; Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии.
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160429_bakst.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160429_bakst.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.