«Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в ГМИИ им. А. С. Пушкина
ARTinvestment.RU   24 сентября 2014

Выставка знакомит со взглядами и творчеством двух ярких представителей английского «эстетизма». Экспозицию составили более 150 произведений из британских и российских музеев

В ГМИИ имени А. С. Пушкина (в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.) открыта выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России. Новый кураторский проект музея посвящен двум ярким представителям английского «эстетического движения», взгляды и творчество которых олицетворяли наступление эпохи модерна.

В России имена Уайльда и Бердслея стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилёв и др. Большая роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам Серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».

На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина впервые в России представлены оригинальные рисунки Бердслея, а также ранние оттиски его гравюр из собраний лондонских музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Ранее эти произведения были известны в России только по публикациям в художественных журналах.

Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев, среди которых Национальная портретная галерея, Лондон, Британская библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей Государственного Большого театра России, частные собрания.

Открывает экспозицию зал, где продемонстрирована основная прижизненная иконография Уайльда (1854–1900) и Бердслея (1872–1898), в том числе фотографии и два живописных портрета Бердслея в исполнении художников Уолтера Сиккерта (1894) и Жака–Эмиля Бланша (1895). Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека, на которой изображен Оскар Уайльд на фоне здания парламента. Она создана художником на основе зарисовок после встречи с писателем в Лондоне. Важное место занимают рукописи из литературного архива писателя. Это, например, черновик стихотворения «In the Gold Room. Harmony» (1881), включенного в первый поэтический сборник Уайльда. Считается, что оно было навеяно картиной «Гармония» (1877) близкого к кругу прерафаэлитов художника Френсиса Дикси. Золотистые, лимонные, желтые тона — главные цвета эпохи. Не случайно журнал, где сотрудничал Бердслей, был назван «The Yellow Book» («Желтая книга»). Один из номеров экспонируется на выставке. Здесь же можно увидеть экземпляр первого издания «Баллады Редингской тюрьмы» (1898) с правками автора и рукописный отрывок из нее, подаренный русскому переводчику и биографу писателя К. И. Чуковскому литературным душеприказчиком Уайльда Робертом Россом (Рукописный отдел РГБ).

Обри Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. На выставке представлены его иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры.

Особый раздел выставки — иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда «Саломея» (1891), которая стала главным связующим звеном между Уайльдом и Бердслеем. Необычные графические образы Бердслея, сопровождавшие текст первого английского издания, принесли книге всемирную известность. В них нашли воплощение главные составляющие стиля Бердслея: острота карикатуры, чувственность, увлечение японским искусством. Именно в них появляется мотив павлиньих перьев, часто используемый британскими эстетами и известный Бердслею благодаря «Павлиньей комнате» Джеймса Уистлера. На выставке представлена знаменитая «Павлинья юбка» Бердслея и другие работы, содержащие вариации этой темы.

Рисунки Бердслея, как и произведения Уайльда, вдохновляли их коллег в России. Искусство Обри Бердслея было созвучно исканиям молодого поколения конца XIX — начала ХХ века, уже переживших серьезное увлечение литературой Оскара Уайльда.

С изданий журнала «Мир искусства» началось знакомство русского зрителя с миром графических фантазий Обри Бердслея, который позже стал культивироваться в московских журналах «Весы» и «Золотое руно». Экспозиция соединяет работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, ставших последователями художественных новаций Обри Бердслея. Среди них — Константин Сомов, Лев Бакст, Николай Феофилактов, Дмитрий Митрохин и другие.

Одним из первых бердслеистов был Константин Сомов (1869–1939), входивший в объединение «Мир искусства». В своих работах он сочетал характерные для Бердслея лаконизм и линеарность с пунктирами и узорами. На выставке представлены две акварели — «Как одевались в старину» (Дама и кавалер)» (1903) и L'Amour de la Marquise (1914) — и другие произведения из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГРМ и ГТГ.

Главный «московский Бердслей» Николай Феофилактов противопоставил орнаментальности как организующему ритмическому принципу произведения композицию, дробящуюся на бесконечное множество миниатюрных «осколков», почти растворяющих сюжет. Восстановить его можно лишь усилием воображения. На выставке показаны графические работы Феофилактова для журнала «Золотое руно» из собрания ГТГ.

Арабески Бердслея нашли отражение в творчестве Анны Ремизовой-Васильевой (Мисс), Дмитрия Митрохина, Сергея Лодыгина и других художников.

Завершает выставку тема ранних постановок пьесы «Саломея» на русской сцене, в работе над которыми принимали участие Всеволод Мейерхольд, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Александр Глазунов, Александр Таиров, Алиса Коонен и другие. В экспозицию включены несколько эскизов костюмов главной героини, выполненных Львом Бакстом, Александрой Экстер и другими художниками, а также кадры немого кино «Саломея» (1923, США) режиссера Чарльза Брайанта с Аллой Назимовой в главной роли.

Внешние эпатажные проявления приверженцев английского эстетизма, их особый художественный быт не заслоняют подлинного таланта, способности неординарного взгляда на мир, неподражаемой элегантности и веры в высшую ценность искусства.

Специально для выставки ГМИИ им. А. С. Пушкина и Британский Совет подготовили образовательную программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы, встречи с кураторами выставки, известными литературоведами и искусствоведами.

Источник: arts-museum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх