Максимилиан Волошин. «Доселе грезят берега мои»
Сегодня, в день рождения Максимилиана Волошина, в галерее «На Ленивке» открывается выставка его работ конца 1910-х — 1920-х годов из пяти частных собраний
Сегодня, 28 мая, в день рождения Максимилиана Волошина в залах галереи «На Ленивке» открывается выставка «Доселе грезят берега мои» — работы конца 1910-х — 1920-х годов.
В проекте, названном строкой из стихотворения Волошина «Дом поэта», представлена самая крупная экспозиция акварелей художника в России, когда-либо выставлявшаяся в едином пространстве, — более 30 работ из пяти частных собраний. Все они относятся к самому плодотворному, крымскому периоду творчества поэта и художника. Графическую часть дополняют редкие фотоматериалы и памятные предметы из фонда Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле.
«...Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, я обошел пешком все побережья Средиземного моря, и теперь акварели мне заменяют мои прежние прогулки. Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть, и за изменением лица которой я слежу ежедневно. С этой точки зрения и следует рассматривать ретроспективную выставку моих акварелей...» Таким пояснением Максимилиан Волошин сопровождал выставку своих акварелей в 1930 году. После окончательного переезда в Коктебель — Киммерию, как называл эту местность Волошин, — работа акварелью становится для него непременным ежедневным занятием, нередко он рисовал и по несколько акварелей в день.
Современники часто не воспринимали всерьез его опытов в изобразительном искусстве, отводя главное место поэзии или художественной критике. Сам поэт говорил, что его «стихи утекли в акварели и живут в них, как морской прибой с приливами и отливами». Когда же у Волошина спрашивали, кто он: поэт или художник, он всегда отвечал: «Конечно поэт, — а затем добавлял: и художник». Со временем ценность его небольших пейзажей на бумаге стала проявляться по-новому, часто превращая стихи в комментарий к изображению. Как надпись на одной из акварелей выставки: «Сквозь розово-призрачный свет / Сияют ночные долины», — то ли название ночного пейзажа-картины, то ли начало стихотворного пейзажа-ноктюрна.
Свойство таланта Максимилиана Волошина, прежде всего проявлявшегося в способности передать обаяние места, явления, человека, находило все возможные формы выражения. В начале XX века он был одной из самых харизматичных фигур в искусстве: автор литературных мистификаций, издатель, критик. Переехав в Коктебель, Волошин со свойственной ему в любом деле увлеченностью, пытался передать очарование крымского побережья.
Он создал в новом доме подобие «Улья» — парижских мастерских-коммун, а в акварельных пейзажах настаивал на первозданности немногословной природы вокруг. Видение собственного профиля в силуэте карадагских гор стало пророческим (стихотворение «Дом поэта»): Коктебель — «край синих гор» (так с тюркского переводится название Коктебель) — всегда подразумевает «Волошин».
Источник: пресс-релиз галереи «На Ленивке»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140528_voloshin_na_lenivke.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140528_voloshin_na_lenivke.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.