Алена Кирцова в Stella Art Foundation
Сегодня в Stella Art Foundation открывается выставка «Серая шкала» одного из самых серьезных и тонких московских мастеров абстрактного искусства — Алены Кирцовой
Stella Art Foundation
25апреля — 8 июня 2014
Москва, Скарятинский пер., 7
Сегодня в Stella Art Foundation открывается выставка Алены Кирцовой «Серая шкала». Алёна Кирцова — один из самых серьезных и тонких московских мастеров абстрактного искусства. Ученица легендарного художника Василия Ситникова (1915–1987), она начинала свою артистическую карьеру в андерграундном кругу середины 1970-х. Перейдя от фигуративной манеры к абстракции, Кирцова сохраняет внутреннюю непрерывность творчества много лет.
Stella Art Foundation представляет третью часть «выставочного триптиха» Алены Кирцовой. Первые две назывались «Справочник по цвету» (2006/2007) и «Север» (2010). Взаимоотношение частей триптиха сама художница определила в стихах: «Цвет будоражил с детства. / Но давно уже: чем сдержанней, тем — пленительней». Таким образом, сначала — чуть ли не весь цветовой спектр, его четко систематизированная полнота. Затем резкое и наглядно-демонстративное сжатие темы в географическом (север) и формальном (от «реалистического» изображения и предмета к их минимально-абстрактной матрице) горизонте. И наконец, сейчас — «Серая шкала»: итоговое высказывание, предельно сдержанное, убирающее все лишнее. Ступени интенсивности света, скрывающего в себе сумму всех цветов.
Алёна Кирцова:
«Цвет будоражил с детства.
Но давно уже: чем сдержанней, тем — пленительней.
С возрастом нет ничего драгоценней глазу: пыли, городского голубиного пера, серебра, пепла.
А белое: мотыльки летят / бросаются в бездну горящей лампочки на даче.
И чёрное пульсирующее родоначалие.
Строгость и чёткость серых: отсутствие мелодрамы.
Серая Шкала».
«Оттенки серого цвета в диапазоне от белого к черному называют ахроматическими, то есть, в точном переводе с древнегреческого, бесцветными. В оптике ахроматический цвет означает не отсутствие цвета, а цвет, лишенный конкретного спектрального тона. Контрольные таблицы серых оттенков применяются в технической фотосъемке и компьютерных настройках. Так называемая серая шкала, таблица яркости белого цвета, различает 256 градаций серого, где на каждый пиксель приходится 8 бит информации. Обеспечивая реальное полутоновое изображение, черно-белая фото- и кинопленки более ста лет являлись для многих единственным документальным способом передачи и получения сведений об окружающем мире. В настоящее время черно-белая фотография и кино используются преимущественно в художественных целях.
Живопись ахроматическими цветами называется гризайлем и известна еще по римским фрескам. Гризайли писали Джотто, Рембрандт и Босх, в ахроматической гамме написана Герника; как учебное упражнение гризайль задается в начальных классах уроков живописи. В этой технике часто изображались каменные архитектурные элементы зданий, монументальная скульптура.
В своей третьей выставке в Stella Art Алена Кирцова использует технику гризайля для демонстрации серии редуцированных до краткости супрематической формулы пейзажных далей. Вся выставка представлена как набор лаконичных ахроматических рифм, в которых закодированы различные переживания бесконечного пейзажа. Кирцова называет серию и всю выставку “Серая шкала”, вводя в воображаемую даль своего рода градуированную тестовую таблицу, написанную мастихином — маслом по холсту. Знакомые для зрителя и знаковые для художника цветные горизонтальные полосы в её “Пейзажах” принципиально десатурированы, лишены спектральной яркости, переведены в категорию “бесцветных”. Этот переход не обедняет живопись, но, напротив, приводит ее к монументальному выражению, в котором живописная картина приобретает качества лапидарности или “высеченности в камне” в точном переводе с латыни. “Дыры” — серия внутри серии, белые, серые и черные концентрические квадраты — переключают взгляд зрителя с линии горизонта в космос, где есть только свет и поглощающая его тьма. Просто и ясно. Как эпитафия» (Юрий Аввакумов).
Алёна Кирцова родилась в 1954 в поселке Баренцбург (о-в Шпицберген). В 1973–1975 училась живописи в частной школе андерграундного художника Василия Ситникова, Москва. В 1986–1987 была одним из учредителей и членом любительского объединения «Эрмитаж», Москва. В 1993 стала соучредителем фонда «Утопия», Москва. Живет и работает в Москве.
Работы Алёны Кирцовой находятся в коллекциях: Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США; Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью Брунсвик, США; Corcoran Gallery of Art, Вашингтон; Государственной Третьяковской галереи, Москва; Государственного Русского музея, Санкт-Петербург; Государственного центра современного искусства, Москва; Государственного Музейно-выставочного центра РОСИЗО, Москва; Красноярского Музейного центра, Красноярск; Stella Art Foundation, Москва; Deutsche Bank, Москва; Леонида Талочкина, Москва; Alberto Sandretti Foundation, Милан.
Сайт художника: www.kirtsova.com.
Источник: пресс-релиз Stella Art Foundation
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140425_kircova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140425_kircova.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.