Павел Кондратьев в Галеев-Галерее
Вчера вечером в Галеев-Галерее торжественно открылась выставка живописи, книжной и станковой графики Павла Михайловича Кондратьева (1902–1985) из собраний Ярославского художественного музея, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы
Галеев-Галерея, 24 апреля — 1 августа 2014
Москва, Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1
В Галеев-Галерее открыта выставка живописи, книжной и станковой графики Павла Михайловича Кондратьева (1902–1985) из собраний Ярославского художественного музея, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы.
О русском авангарде и его основных достижениях стали говорить и писать сравнительно недавно. Одной из первых публикаций, где это явление было названо своим именем, стала книга Камиллы Грей «Великий эксперимент: русское искусство 1863–1922», вышедшая в 1962 году.
Мы только что пересекли столетнюю отметку, венчающую историю этого феномена. В дальнейшем его изучении наступают новые времена, появляются свежие ракурсы, иная оптика. Нас интересуют не только фундаментальные, основополагающие базисы авангарда и лидеры, определявшие его идеи, но и все более широкий круг его участников, вовлеченных в этот процесс и своим творчеством обогащавших его.
Павел Кондратьев — один из немногих деятелей отечественного изобразительного искусства 1920–30-х годов, «из первых рук» постигавших азы искусства сразу от трех ведущих мэтров авангарда: Малевича, Филонова, Матюшина. У Михаила Васильевича он учился во Вхутеине (1921–1926), познавая «букву и дух» теории «расширенного смотрения». К Малевичу Кондратьев пришел в последние годы жизни Казимира Севериновича (1932–1935), став, по сути, последним его учеником: «Мы будем трактовать его как живописца», — таков был вердикт великого супрематиста.
Между этими двумя фактами биографии особую важность для него имеет третий — годы работы в Мастерской аналитического искусства (школе Филонова) в 1925–1932 годах.
Кондратьев оказался среди учеников «первого призыва», когда школа делала еще робкие шаги. Годы с Филоновым оказались для Кондратьева определяющими. Его ранние «аналитические» композиции (их сохранилось не более десятка в собраниях Государственного Русского музея, Ярославского художественного музея, Государственной картинной галереи Армении в Ереване и Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже) позднее, в 1960-е годы, отозвались полифоническими абстракциями, в которых мир структурных и атомообразных сочленений выглядит родственным стихии Филонова — его «Формулам», беспредметным «Симфониям» 1920-х годов. Участвовал Кондратьев и в исторической выставке учеников Филонова в Доме печати в 1927 году с колоссальными (до четырех метров высотой) полотнами, до сих пор ошеломляющими грандиозностью исполнения и «сделанностью» (пользуясь филоновской терминологией).
В довоенные годы, как и многие тогда, Кондратьев «жил» работой в журналах «Чиж», «Ёж»; оформлял детские книжки. И, подобно своим коллегам, Кондратьев не предполагал, что графика детских книг и журналов 1920-х годов окажется актуальной темой сегодняшних исследований, выставок и — что не менее важно — объектом коллекционирования.
Имя Кондратьева отмечено и в истории литературы: помимо того что он оформлял стихи и прозу ведущих «чинарей» и обэриутов (Липавский, Введенский, Заболоцкий, Разумовский), ему «повезло» оказаться персонажем стихотворений и дневников Даниила Хармса — в какой-то момент его конкурента в борьбе «за руку и сердце» Алисы Порет. В этом, как мы понимаем, заслуг Кондратьева-художника мало, но история его взаимоотношений с миром «странных поэтов», как это часто случается, становится одной из культурных мифологем, без которых трудно себе представить искусство ХХ века.
В послевоенное время Кондратьев заявил о себе «в полный голос». В начале 1950-х годов, отправившись по заданию Учпедгиза на Чукотку для сбора материалов по изданию учебников для северных народов, Павел Михайлович открыл для себя мир, полный новых пластических идей. В серии работ «Чукотка» (1950–60-е) мы видим, как его опыт художника, преломляясь с практикой современников-коллег (таких, как Стерлигов) и базируясь на уроках великих новаторов ХХ века, позволяет определить так называемый «прибавочный элемент» в искусстве, поиском которого занимались Малевич и его ученики.
В 1960-х — начале 1980-х годов Кондратьев становится признанным лидером молодого поколения живописцев, своим искусством определяя вектор дальнейшего развития художественной мысли. Первая персональная выставка художника, состоявшаяся в ленинградском Доме писателей в 1981 году, подтвердила его реноме выдающегося мастера. В Ленинграде утверждается термин «Круг Кондратьева», состоящий из группы его учеников и последователей.
Первая выставка Павла Кондратьева в Москве составлена из произведений из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Ярославского художественного музея. К выставке подготовлена монография о творчестве художника, в ней особенно пристальное внимание уделяется его живописному и графическому творчеству довоенного и военного времени. Материалы архивов и произведения из многих музеев страны и мира публикуются впервые.
Выставка открыта до 1 августа. Тел.: (495) 699 83 83, 699 85 50, www.ggallery.ru.
Источник: пресс-релиз Галеев-Галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140424_kondratiev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140424_kondratiev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.