Легенда Большого театра Фёдор Федоровский в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   09 апреля 2014

В Третьяковской галерее открывается выставка Фёдора Фёдоровича Федоровского (1883–1955), представляющего целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М. И. Петипа, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой и Б. А. Покровского

В Третьяковской галерее на Крымском Валу сегодня открывается выставка «Художник Фёдор Федоровский (1883–1955). Легенда Большого театра».

Имя Фёдора Фёдоровича Федоровского представляет целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М. И. Петипа, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой и Б. А. Покровского. При жизни Федоровский пользовался редкой для театрального художника славой, однако в последние десятилетия он известен лишь специалистам. Первую монографическую выставку мастера Третьяковская галерея представляет совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А. А. Бахрушина. Вслед за показом произведений художников круга С. П. Дягилева, Н. С. Гончаровой, К. А. Коровина, А. Я. Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.

С образцами искусства Федоровского знакомы почти все: он автор модели рубиновых звезд на башнях Московского Кремля; оперы «Борис Годунов» и «Царская невеста» до сих пор идут в Большом театре в его сценографии; с 1935 по 2005 год многие поколения зрителей главного театра страны любовались двумя версиями знаменитого красно-золотого занавеса, выполненными по эскизам мастера. Но основной пласт его творчества не известен широкой публике. Цель выставки — познакомить посетителей с лучшими образцами театрально-декорационного искусства первой половины XX века в исполнении художника — легенды Большого театра.

Традиции русской живописи рубежа XIX–XX веков Федоровский воспринял от своих учителей на декоративном отделении Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища — К. А. Коровина и М. А. Врубеля. В 1910–20-х годах, совмещая работу в театре с преподаванием во ВХУТЕМАСе, он активно экспериментировал с разнообразными течениями и направлениями в изобразительном искусстве.

Открывают экспозицию образцы оформления Федоровским русских и европейских опер и балетов. Это эскизы и проекты сценографии для московского Оперного театра Зимина (1907–1917), для антреприз С. П. Дягилева (1913–1914), для Театра Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917–1920, бывшего Оперного театра Зимина). Здесь же представлены произведения первого десятилетия работы в Государственном Большом театре. В Большой театр Федоровский был приглашен заведующим художественно-постановочной частью в 1921 году и проработал там более 30 лет, из них почти четверть века — в должности главного художника. Яркие, оптимистичные и жизнеутверждающие эскизы к «Кармен» (1922), изысканно-графичные, как средневековые миниатюры, эскизы к «Фаусту» (1924), иронично-гротескные эскизы к «Нюрнбергским мейстерзингерам» (1929) стали вершинами раннего творчества мастера.

В следующих залах представлены произведения 1930–50-х годов. В этот период Федоровский полностью посвятил себя оформлению русской музыкальной классики, обращение к которой давало ему возможность работать над героико-эпическими темами. Постановки русских опер в его оформлении — «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста» — на долгие годы стали визитной карточкой не только Большого театра, но и всего советского театрального искусства. Многие спектакли оформлялись художником неоднократно в разные годы, и на выставке можно проследить творческую эволюцию мастера.

Эскизы, сценические костюмы и реквизит демонстрируют основной метод работы Федоровского над широким диапазоном исторических и культурных сюжетов — стилизацию. Мастер вводит наиболее характерные, узнаваемые детали в современную интерпретацию, что позволяет создавать соответствующий своему времени убедительный образ, избегая прямой исторической и этнографической реконструкции.

Сочиняя и воплощая общую атмосферу спектакля, Федоровский развивал живописно-объемное направление в искусстве сценографии. Ученик знаменитых архитекторов Ф. О. Шехтеля и И. В. Жолтовского, с 1918 года на протяжении 30 лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия на Красной площади и в Большом театре. Работая с пространством сцены, он уделял большое внимание сорасположению объемов декораций, художественной композиции мизансцен, учитывал архитектурно-пластические законы в построении костюмов.

В сценографии одновременно проявлялся живописный талант Федоровского. Высокая культура цвета выражалась в уместном использовании ярких, выразительных красок, в построении общего колористического решения спектакля на идеально выверенном балансе цветов и их оттенков, в деликатности обращения с живописными качествами золота и серебра.

Для решения поставленных Федоровским задач в Большом театре были организованы макетная мастерская, химико-красильная лаборатория, бутафорский и прядильный цеха. В 1918 году по его инициативе был создан музей Большого театра для сохранения эскизов и лучших образцов готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Художник передал музею большое количество своих работ, преимущественно 1933–1943 годов.

В Третьяковской галерее наследие Федоровского является частью уникального для классического музея фонда «Сценография и кинодекорационное искусство», организованного в 1984 году. В фонде собраны произведения, созданные на протяжении XX века, когда работа художников в театре, кино и мультипликации стала профессиональной, а эскизы к спектаклям и фильмам были выделены в самостоятельный жанр станкового творчества.

В экспозицию вошло более 150 произведений Ф. Ф. Федоровского: эскизы декораций, костюмов и гримов; подлинные костюмы и макет занавеса сцены Большого театра, выполненные по рисункам художника. Многообразие жанров даст возможность зрителю представить драматургию спектаклей, в которых музыкальные образы сопровождались активным и гармоничным, созданным с безупречным художественным вкусом изобразительным рядом. Этой же цели подчинена и организация экспозиции: конструирование сценического пространства с подиумом и кулисами, уподобление парапета верхних залов выставки театральной ложе, а также использование цвета охры в выкраске стен и ткани малинового цвета с эффектом бархата. Такое экспозиционное решение воссоздает атмосферу Большого театра, позволяя в полной мере пережить эмоции, заложенные в работах Федоровского.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140409_gtg_fedorovsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140409_gtg_fedorovsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх