Десять папок Вячеслава Тарновецкого
В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка лучших работ фотографа Вячеслава Тарновецкого
В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «Десять папок Вячеслава Тарновецкого».
Лучшие работы Вячеслава Тарновецкого были сделаны на любимую камеру автора — среднеформатную «Искру». В жестких границах квадратного кадра — родной город Черновцы (Украина), его жители, причудливая и минималистичная геометрия стен, заборов, мостовых. Тарновецкий особенно тонко чувствовал свет и форму. Снимая город, он не делал документальной street-фотографии. Технически съемка велась репортажно. Но литература исключалась. Событием становился разбитый сеткой-рабицей солнечный свет, перекрестье крыш и заборов, особое соотношение длин стволов деревьев. Эти события — чисто фотографические. Лишенные нарратива, какого-либо социального комментария, работы удивляют своей глубиной; на первый взгляд простые, тривиальные сюжеты проработаны аналитически, они не теряют актуальности, застывают во времени.
Как писал Борис Савельев, фотограф и друг Тарновецкого, в его работах был «только чистый взгляд и чистая фиксация того, что он чувствует. Этим он очень сильно отличался от московской фотографии. А от украинской — тем более». Действительно, и киевская, и харьковская школы были иными. Первая считалась документальной, репортажной, вторая — прибегала к коллажу, манипуляциям, постановке, изобиловала концептами. Работы же Тарновецкого предлагают наблюдать не действие, но состояние, не различимое без акта фотографирования. Это можно назвать метафизической фотографией. Близким ему авторами были Александр Слюсарев, Борис Савельев, Сергей Лопатюк.
Тарновецкий работал много, ни дня не проходило без съемки. Делая серии, он складывал их по десяти разным папкам: «Светоносная тень», «Мимолетности», «Группировки», «Соцарт», «Растрирование», «Окна», «Городские натюрморты», «Империя», «Столбовое дворянство», «Двое». Эти папки стали для автора тематическими (и формальными) ориентирами, струнами, на которые нанизывались бесчисленные фотографические образы, композиции, состояния света, тени, формы. Но иногда одна и та же работа могла оказываться то в одной, то в другой папке, в зависимости от того, каких признаков в ней было больше, что казалось важнее: олимпийские кольца на ржавых воротах или, к примеру, резкая тень от створок тех же ворот…
Работы Тарновецкого часто появлялись в иностранных книгах о независимой фотографии в СССР («Another Russia», 1986, «Say Cheese!», Soviet Photography 1968–1988, «Changing Reality» 1991), но на родине и в России публиковались редко. Слишком сильно отличалась его эстетика от того, что можно было увидеть на страницах журнала «Советское фото». Лишь однажды, в 1976 году, четыре фотографии напечатали в этом культовом журнале,. Сразу после этой публикации в редакцию журнала обратилась национальная библиотека Парижа с просьбой прислать работы Тарновецкого в коллекцию. Как вспоминает Борис Савельев, «тогда все это казалось фантастикой».
Вячеслав Тарновецкий родился в 1945 году в украинском городе Черновцы. Получил диплом физика-оптика в 1971 году. Преподавал на кафедре физики Черновицкого госуниверситета. Принимал участие в многочисленных фотовыставках. Первый глава Черновицкой областной организации Союза Фотохудожников Украины. Умер в 2002 году в Черновцах.
Выставка «Десять папок Вячеслава Тарновецкого» проходит в рамках долгосрочного проекта «Антология русской фотографии ХХ века. Фото 80–90».
Источник: lumiere.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140326_lumiere_tarnovetskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140326_lumiere_tarnovetskiy.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.