Обзор актуальных московских выставок от AI
Павел Пепперштейн в «Риджине», Флоренские в галерее Гельмана, Илья Табенкин в ММСИ и «Оживший Ван Гог» в Artplay
В галерее «Риджина» на «Винзаводе» до 15 марта проходит выставка Павла Пепперштейна «Святая политика».
Владимир Богданов, AI: Тут примерно как с коллекцией Херста в МАММ. Перед посещением полезно прочитать интервью Пепперштейна с Михаилом Овчаренко. Потому что без вступительных слов много чего можно себе нафантазировать. На сей раз в «Риджину» привезли работы с прошедшей политической выставки Пепперштейна, поэтому в плотном переплетении троллинга и искренней позиции можно запросто перепутать плюс с минусом. Например, чем именно все-таки недоволен Павел Викторович? Цивилизацией? Глобализацией? Интернетом? Капитализмом? Техническим прогрессом? Убийцами животных? Агрессивным мультикультурализмом? Или сразу всем вместе? В общем, наверное, не обязательно, но лучше эти вопросы выяснить все-таки на берегу.
Больше фотографий с выставки Павла Пепперштейна смотрите в репортаже на Форуме AI.
В галерее Марата Гельмана «Культурный альянс» до 2 марта продлится выставка семьи Флоренских.
Владимир Богданов, AI: Центром притяжения стал проект «митька» Александра Олеговича Флоренского «Русский альбом» — авторская переработка русской классики, в которой «сюжет хороший, а живопись — не очень». В серию попали «Неизвестная» Крамского, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Апофеоз войны» Верещагина и др. Выглядит прикольно. И вместе с тем скупыми наивными выразительными средствами удалось обеспечить полную узнаваемость. Как выяснилось, идея хорошо продает себя. Значительная часть работ была куплена на закрытом показе за день до официального открытия. И это сработало как дополнительный пиар. На открытии случайно подслушал, как водили какого-то коллекционера, который был недоволен, что кому-то продавали уже вчера. А его «утешали»: ничего, скоро еще будет.
Словом, Галерея Гельмана опять заработала в коммерческом режиме. И сразу пошли какие-то продажи. И не у него одного. По соседству недавно у Сергея Попова хорошо распродалась выставка Чёлушкина — работ 8 сходу или около того.
Больше фотографий с выставки Флоренских в галерее Гельмана смотрите в репортаже на Форуме AI.
Московский музей современного искусства совместно с галереей «Веллум» проводит выставку Ильи Табенкина, приуроченную к 100-летию со дня рождения художника. Выставка идет до 23 февраля.
Владимир Богданов, AI: То, что мы наблюдаем сегодня, можно назвать второй волной интереса к творчеству семидесятника Ильи Табенкина (1914–1988). Предыдущая волна была в 2005–2006 годах, тоже после выставок «Веллума». Собственно, уместно вспомнить и повторить, что мы писали о Табенкине в далеком 2006-м:
В восемнадцать лет молодой студент Московского художественного училища памяти 1905 года Илья Табенкин послал арестованному другу краски. Поступок стоил ему заключения в Бутырке, трех лет каторжных работ в казахских лагерях и последующей ссылки. Вернуться к профессии помог случай: хаос Второй мировой войны позволил скрыть судимость и поступить в нынешний Суриковский художественный институт, в те годы эвакуированный в Самарканд. Потом десятилетия официальной работы: комбинаты соцреализма, номенклатурные портреты, заурядные пейзажи…
Все это закончилось внезапно, как бывает, по озарению. В 1970-е Табенкин изобрел свой натюрморт, свою технику, свой свет, в который укрыл свою метафизику и свою философию. В фигурках, слепленных из гипса, пластилина и папье-маше, искусствоведы сегодня видят ветхозаветную идею о сотворении мира, поиск гармонии, поиск Бога, метафизические размышления, находят даже случайное сходство по восприятию с работами Вейсберга и Краснопевцева. Сам же художник, по воспоминаниям, ценил прежде всего загадку — то, что превращает творчество в искусство. С начала семидесятых и до конца жизни маленький сгорбленный человек (с детства у него был травмирован позвоночник) упорно работал над своими загадками, требующими сосредоточения отшельника.
Табенкин успел застать первые лучи общественного признания, появившиеся после знаменитого «русского Сотбиса» 1988 года, за несколько месяцев до смерти художника. В 2005 году живописные работы среднего размера продавались примерно за 3,5 тысячи долларов, потом они стали довольно быстро прибавлять в цене. В 2006-м они практически удвоились. К 2008 году они достигли локального пика: 10–12 тысяч долларов перестали быть редкостью, а рекорд на «Совкоме» в 2008-м составил около 25 000 долларов. Но это, конечно, были единичные случаи. Потом, в кризис, как у всех, произошла коррекция вниз. Что будет сейчас — посмотрим. Но в инвестиционном плане хорошо то, что материала доступно много и вещи очень достойные. Есть возможность выбирать лучшее, а это важно.
Константин Бабулин, AI: А если не в двух словах, с подробностями, тогда начнем от вешалки... В дверях столкнулся с известным журналистом, который выходил подышать свежим воздухом и на мое: что, дескать, так быстро, вдруг сказал: «Я на такую ерунду (на самом деле прозвучало более сильное слово) долго смотреть не могу».
Т-а-а-ак, подумал я, и пошел смотреть сам...
На самой выставке посещают три мысли:
1. Какая большая выставка, картин много, и это хорошо.
2. Следом, без паузы: но они все одинаковые, и это плохо.
3. Третья мысль приходит через три минуты после начала осмотра: да тут есть несколько шедевров! О, да не несколько, а много...
Да, именно так: выставка дает четкое понимание того, что есть что, и если соберешься покупать, то уже точно зная что нужно, ориентиры понятны. В основном это картины середины 1980-х. Все очень энергетически заряженные, сочетание цветов потрясающе приятно для глаз, хотя зачастую сразу понять, какой цвет видишь, затруднительно. Да, обвешать дом одним Табенкиным — странно, но иметь в коллекции две-три сильных работы просто необходимо.
А в центре дизайна ARTPLAY до 26 марта идет мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна (Van Gogh Alive)».
Илона Шабанова, AI: Выставка Van Gogh Alive разработана и создана австралийской компанией GRANDE EXHIBITIONS. Несмотря на мороз, очередь на улице стоит большая. С детьми до 8 лет вход без очереди везде — и в корпус, и в кассу.
Выставка напоминает показ фильма в кинотеатре. В двух темных залах на огромные экраны, пилоны и на пол проецируются работы Ван Гога — живопись, графика и страницы писем. Картинки плавно двигаются, сменяя друг друга. Видеоряд сопровождает великолепная подборка произведений классической музыки, точно соответствующая по настроению видео-блокам — например, «Автопортреты», «Подсолнухи», крестьянская тема, Арль, письма, натюрморты, японская тематика. Интересно, что можно увидеть картины художника на одном экране целиком, а рядом — отдельно крупные фрагменты. Это позволяет рассмотреть детали и особенности техники Ван Гога.
Среди посетителей выставки очень много семей с детьми разного возраста. Дети явно получают удовольствие от происходящего, танцуют под музыку, сидят на полу или ползают, прыгают и смотрят на собственные двигающиеся по картинам Ван Гога тени. Больше всего им нравятся анимированные вставки — взлетающие от выстрела вороны, крутящаяся мельница, движущийся поезд. Но в целом таких мультипликационных вторжений не много, они не превращают все это в шоу. Получается хороший баланс развлекательной и просветительской формы подачи.
Выставка будет особенно интересна тем, кто не любит ходить по тихим картинным галереям и музеям. Здесь можно получить неплохое представление о творчестве художника, обменяться мнением с друзьями, сфотографировать себя на фоне картин или снять видео, а если повезет, то поймать Wi-Fi и сразу выложить фото в социальную сеть. Зрители могут посидеть на пуфиках или подняться на балкон, откуда хорошо виден весь зал и проекции на полу. Жаль, что в таком формате пока нельзя увидеть работы из собраний наших, российских музеев.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140131_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140131_obzor.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.