Илья Табенкин в ММСИ на Тверском бульваре
Сегодня вечером открывается первая в Москве персональная выставка И. Табенкина, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. Более 100 работ, в том числе абстрактные натюрморты 1970–80-х, и более ранняя фигуративная живопись и объекты из папье-маше
Московский музей современного искусства совместно с галереей «Веллум» представляет первую в Москве персональную выставку Ильи Табенкина, приуроченную к 100-летию со дня рождения художника. В экспозиции представлены более 100 работ, среди которых как сделавшие его известным абстрактные натюрморты 1970–80 годов, так и более ранняя фигуративная живопись и объекты из папье-маше.
Илья Табенкин (1914–1988) родился в белорусском городке Мозыре. В семнадцать лет поступил в Московское художественное училище имени 1905 года. В 1934 году был арестован за то, что он послал заключенному в лагерь другу краски. Затем тюрьма, лагерь, ссылка. В 1943 году он, скрыв судимость, поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, находившийся в эвакуации в Самарканде. После его окончания Табенкин работал для художественного комбината и вступил в Союз художников СССР.
В этот период художник работает в русле традиционной московской школы, создает пейзажи, представляющие собой созерцательные картины русской жизни. Как вспоминает сын художника Лев, «не входил Табенкин в молодежные круги, в которых зарождалось нонконформистское искусство... Социальный бунт и главенствующее положение в культуре никогда не были его целью — одно только искусство».
В 1960-е Табенкин делает первые формалистические работы, где главным становится цвет, который служит средством передачи эмоционального переживания, близкого к мистическому видения мира. В 1968 году художник наряду с Карлом Фридманом, Виктором Попковым и Евгением Расторгуевым участвует в выставке «Группы шестнадцати». В шестидесятые Табенкин еще абсолютно фигуративен, но уже на рубеже шестидесятых — семидесятых он радикально меняет творческую парадигму: Табенкин обращается к жанру абстрактного натюрморта. Приближаясь к шестидесятилетнему рубежу, он начинает художественный путь заново и обретает яркий и новаторский стиль.
Генезис его абстрактных натюрмортов, уникальных в отечественном искусстве, продолжает вызывать споры среди искусствоведов и художников. Сам Табенкин говорил о влиянии Ф. Сурбарана и Дж. Моранди. Работы мастера сопоставляли с творчеством П. Кузнецова, Р. Фалька, В. Вейсберга и даже с архитектурными эскизами. В то же время его работы ценил В. Попков, что не случайно: натюрморты Табенкина можно рассматривать и как радикальные проявления «сурового стиля».
Признание пришло к художнику в 1988-м: его работы были отобраны экспертами Sotheby`s для участия в знаменитом аукционе русского искусства в Москве. Вскоре после этого его не стало. Но нам, спустя четверть века, еще предстоит открыть для себя творчество этого мастера.
К выставке приурочен выход книги «Илья Табенкин. Мысли художника. Свидетельства родных. Воспоминания современников», куда войдут никогда не публиковавшиеся ранее материалы.
Источник: пресс-релиз ММСИ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140123_tabenkin_mmoma.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140123_tabenkin_mmoma.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.