Art Investment

Обзор актуальных московских выставок от редактора AI

Коллекция Дэмиена Херста в МАММ, ретроспектива Игоря Шелковского, Дмитрий Каварга и Александр Соколов в «Ударнике»

В Мультимедиа Арт Музее до 2 февраля продлится выставка произведений из коллекции художника Дэмиена Херста «Свобода не гениальность». Теоретически выставка коллекционера Херста могла запросто обойтись и без работ Херста-художника. Но, к всеобщему удовольствию, она ими как раз начинается. Посетителей встречают четыре гигантских полотна, представляющие несколько основных тем, — dot paintings, спин-сердце из коллекции галериста Гари Татинцяна, коллаж с бабочками из собрания семьи Тетруашвили (тоже по линии Gary Tatintsian Gallery) и эффектный спин Светланы Марич (аукционный дом Phillips). Причем последний, судя по названию, посвящен непосредственно его владелице.

Вообще хорошие художники — это зачастую люди с феноменальным самомнением. Поэтому когда художник покупает работы других художников, то это особый выбор, сочетающий высокую оценку и пропущенную через себя специфическую критериальность. В коллекции Херста, как и в творчестве, доминирует тема красоты и смерти. Чучела, живопись нараспашку, философия и, конечно, символы бренности и мудрости — черепа. Им посвящен целый зал и это, пожалуй, самая эффектная часть коллекции. По структуре собрания можно сказать, что оно формировалось не под имена, а под идеи. Есть вещи недорогие, но эффектные, которые покупались на кураже, скорее даже в подпитии. А есть и такие, которые даже такого богача явно ударили по карману. Его Пикассо с черепом, скорее всего, был куплен на немецком аукционе в 2004 году за 760 тысяч евро + комиссия. Сколько он заплатил за одного из своих Бэконов, я не знаю, но в 2002 году Бэкон из этой серии (Man in Blue) стоил уже более миллиона евро, а сейчас стоит больше пяти миллионов. Есть у него и шкуры панголинов, и реконструкции вымершей птицы додо, и Сара Лукас (однокурсница), и Гэри Хьюм, и Такаши Мураками, и Бэнкси (с которым он дружит) и Джакометти с кумиром Уорхолом — словом, смотреть не пересмотреть.

Единственное, что я зря не сделал перед выставкой, — заблаговременно не прочитал интервью Херста, данное куратору выставки (ссылки на интервью в правом нижнем углу). Знай я раньше, несколько вещей посмотрел бы более внимательно.

Больше фотографий с выставки смотрите в репортаже на Форуме AI.

В Мультимедиа Арт Музее до 9 февраля продлится ретроспективная выставка «Постоянство перемен» семидесятника Игоря Шелковского. Многие знают и помнят его как издателя знаменитого журнала «А — Я», выходившего во Франции с 1979 года журнала про актуальное искусство, в том числе про неофициальное искусство в Советском Союзе. Проект получился своевременным, важным и резонансным. В сборнике Кизевальтера «Эти странные семидесятые» Шелковский вспоминал, что со второго номера в журнале пришлось печатать притворный дисклеймер: «Материалы авторов, находящихся в СССР, печатаются без их ведома». Это был неуклюжий, но хоть какой-то способ формально уберечь художников от претензий властей. А претензии такие были. Так, например, художник Сергей Шаблавин, вспоминает, что после выхода первых двух номеров со своими материалами он был на несколько лет исключен из Горкома графиков. Но это было уже потом.

А в начале шестидесятых Шелковский — молодой выпускник Училища имени 1905 года, пробовавший себя в экспрессионизме (позже, после открытия в себе скульптора, он эти живописные работы раздарил). Круг друзей и единомышленников — Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Александр Косолапов, Сергей Есаян. В семидесятых — мастерская на Сретенке; увлечение деревом — благо исходного материала люди выбрасывали в изобилии. Квартирные выставки, неформальный состязательный процесс, конкуренция идей. Едва ли не первый покупатель скульптуры у Шелковского — Костаки, который «так и знал, что среди неофициальных художников должен быть еще и скульптор». В 1976 году — эмиграция, во Франции — возможности полноценно заниматься творчеством, загородная мастерская в бывшем монастыре тамплиеров, и уже через год — начало работы над «А — Я».

Впрочем, на выставке в МАММ Игорь Шелковский выступает не как видный деятель неофициального искусства, а как сильный самобытный скульптор, автор протоурбанистических конструкций, рельефов, скульптурных концепций и метафор. Знаю, что даже для искушенных русских коллекционеров эта выставка стала открытием Шелковского как сильного скульптора. Пожалуй, центральной работой стал ностальгический треугольный пакет молока, сквозь который прорастает урбанистическая конструкция, — работа 1975 года из собрания Александра Сидорова (когда-то он был московским редактором «А — Я»). Пакет особенно полюбился посетителям, большинство фотографировались именно возле него. Ну а мне больше всего понравились концептуалистские текстовые рельефы из серии «Поговорки» — очаровательные «Бы да кабы», «Ни то, ни се», «И да, и нет», а также фирменные «супрематические» рельефы. Словом, неожиданная и интересная выставка в высококлассном современном музейном пространстве.

Больше фотографий с выставки Игоря Шелковского смотрите в репортаже на Форуме AI.

А до 26 февраля еще можно успеть на две выставки в центре «Ударник» — Дмитрия Каварги и Александра Соколова (1941–2009).

Выставка Дмитрия Каварги «На самом дне черные окуни» открылась как-то внезапно и практически не рекламировалась, но на самом деле это самая большая выставка одного из главных наших новаторов в русском актуальном искусстве: и по площади, и по количеству представленных работ и по охвату материала.

На «Окунях» представлены не только фирменная биоморфологическая статика, но и динамические скульптуры, интерактивные работы (с биообратной связью), фотография, а также живопись, которую Каварга показывает довольно редко.

На картинах зачастую указаны необычные датировки, например 1989–2009. Такой временной разброс объясняется тем, что запоминающиеся черно-белые картины — это новые работы, вдохновленные цветными картинами более чем 20-летней давности. В новых картинах использовался порой лишь фрагмент старых, плюс они получили скульптурное продолжение, тогда как старые было просто плоской живописью.

В рамках «Черных окуней» (аллюзия, отсылающая к обитателям самых потаенных глубин человеческого сознания) удалось выставить основные программные работы Каварги, включая мой любимый и самый зрелищный проект «Конец света» — островки гибнущей цивилизации на уходящей из-под ног угольной почве.

Больше фотографий с выставки Дмитрия Каварги смотрите в репортаже на Форуме AI.

А на первом этаже «Ударника» проходит выставка Александра Соколова (1941–2009) —скульптора, восьмидесятника, однокурсника Бориса Орлова и Леонида Сокова. По общей гротескности и острой реакции на политический момент отдельные представленные работы созвучны с поздним соц-артом, но говорят, что сам скульптор таких параллелей не одобрял. На небольшой выставке из собрания Шалвы Бреуса представлены работы 1990-х и 2000-х годов — диалоги с великими скульпторами, произведения библейского цикла и другие объекты.

Больше фотографий с выставки Александра Соколова смотрите в репортаже на Форуме AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140113_photoreports.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140113_photoreports.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».