FECIT AD VIVUM. Портреты художников в западноевропейской гравюре XVI — XVIII веков
В Екатеринбургском музее искусств проходит выставка гравюры из собрания Эрмитажа
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств проходит выставка «Портреты художников в западноевропейской гравюре XVI — XVIII веков. FECIT AD VIVUM» из собрания Государственного Эрмитажа. Столь широкие хронологические рамки определены временем наивысшей популярности этого жанра, наиболее ярким и продуктивным периодом. В ходе общей эволюции европейского искусства в гравированном портрете, так же как и в живописном, естественным образом отражались приметы всех стилистических направлений. Связанный едиными критериями европейской эстетики, он менее других искусств наделен чертами национальной школы.
Основу собрания западноевропейской гравюры составляют коллекции, поступившие в Императорский Эрмитаж еще во время правления императрицы Екатерины II. В 1919 году это собрание существенно пополнилось ценнейшей коллекцией известного нумизмата Ю. Б. Иверсена. Вместе с другими крупными дореволюционными приобретениями и влившимися затем национализированными частными собраниями портретная часть гравюрного кабинета насчитывает в настоящее время около 65 000 листов и представляет собой одну из самых крупных в мире коллекций этого искусства.
Галерея автопортретов и портретов живописцев, скульпторов, граверов чрезвычайно обширна. Начиная с XVI века гравированный портрет как вид тиражного искусства обеспечивал известность, подтверждал престиж изображенного лица, стимулировал интерес к нему. Портретный жанр развивался в общем контексте искусства. Портрет же художника соответствовал достаточно свободной схеме изображения, подчиненной определенному типу частного портрета, к которому относятся изображения ученых, литераторов, музыкантов, переданные с неофициальной интимностью и несравнимо более широким диапазоном стилистических возможностей. Зачастую это так называемый психологический портрет, одной из основных примет которого является эмоциональный оттенок. Такие портреты часто дополнены атрибутами, соответствующими роду деятельности модели. Изображение архитектора обычно сопровождает циркуль, угольник, свиток с планом строения, живописца — палитра с кистями или мольберт, гравера — резец, печатная доска. Не существует изобразительных возможностей, позволяющих, не прибегая к надписям, сообщить о человеке больше, чем «говорит» сама его наружность.
Атрибуты, отличающие профессиональную принадлежность изображенного, естественным образом перешли в символические обозначения. Если представленный на портрете живописец увлекался игрой на флейте, был страстным охотником или книголюбом, это без особых затруднений могло быть отражено. В портрете Жана Батиста Удри появляется гитара, Яна Купецкого — ноты, Давида Тенирса Младшего — виола да гамба, Кантена де Ла Тура — книги. Подобная «информация» искусно «вплеталась» в декор обрамления, в дополнение к прославляющим модель аллегорическим фигурам. Это было время блестящих художественных и технических завоеваний, когда жанру портрета отводилось чрезвычайно важное место. Тогда же в гравированном портрете появилось характерное обрамление, имитирующее каменную, с трещинами и сколами нишу или плиту. Такой элемент призван был подчеркнуть идею незабвенности, увековечения изображенного. В этих портретах нет еще того почтительного отношения к себе, которое появится в портретах XVII столетия и достигнет своего апогея в XVIII веке.
Усовершенствовавшиеся технические приемы гравирования в XVIII веке вызвали стремление приблизиться к живописным эффектам. Стала главенствовать эстетика внешности, изящного жеста, приятного выражения лица, изысканного и несколько небрежного платья. Искусство составляет все более важный элемент в жизни общества. Художники, получая выгодные заказы, хорошо зарабатывают, поднимается престиж профессии. Это видно в автопортретах, бесспорно отражающих растущее чувство их собственного достоинства. Они элегантны, стремятся жить респектабельно, иметь роскошные апартаменты, слуг, кареты, участвовать в светской жизни, где ценится изящная речь, образованность и хорошие манеры.
Куратор выставки — Ниеле Масюлионите, старший научный сотрудник Отдела истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131216_hermitage_engraved_portraits.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131216_hermitage_engraved_portraits.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.