Art Investment

«Гробман. 4 выставки» в ММСИ

12 декабря в Ермолаевском переулке открывается экспозиция работ Михаила Гробмана (1939)

12 декабря Московский музей современного искусства впервые представит в полном объеме творчество Михаила Гробмана (1939), известного израильского художника, а до своей эмиграции в 1971 году — одного из главных представителей московского художественного и поэтического авангарда 1960-х годов.

Проект «Гробман: 4 выставки » будет состоять из четырех отдельных экспозиций, каждая из которых займет один этаж в ММСИ в Ермолаевском переулке, 17. Каждая из выставок расскажет зрителю свою историю, к которой нужен собственный интеллектуальный ключ, введет в атмосферу, связанную со своим временем и местом; в совокупности же они образуют единую художественную и биографическую траекторию, персональный и идейный сюжет, который зрители смогут выстроить и осмыслить сами.

Для московского зрителя знакомство с творчеством Гробмана интересно потому, что его работы 1960-х годов позволяют заполнить пробел в сегодняшних представлениях о раннем периоде истории московского авангарда. В то время Гробман был центром притяжения того особого круга художников, которых Илья Кабаков в своей «Апологии персонализма в искусстве 60-х годов» описал как стихийных экзистенциалистов.

Живопись и графика на первой из четырех выставок — «Москва, 1960-е» — отражает весь спектр идей Гробмана московского периода и его путь от абстрактных и символических до прото-концептуальных работ. Гробман быстро пришел к собственному языку, в котором прослеживается связь с западным модернизмом, а также с художественным наследием русского авангарда, иконописью и теоретическими работами Малевича и футуристов.

«Московский период» длился всего десять лет, но это было важное для художника время выработки своей собственной философии и индивидуальных поэтических кодов, время образования среды единомышленников и друзей. В это время у него появилась идея, в конечном счете ставшая одной из причин его отъезда: он предложил новую стратегию развития еврейского искусства. Гробман считал, что оно может встать в авангарде современного художественного процесса, но для этого оно должно возникнуть не на этнографически-бытовой основе, как у Шагала, а на основе еврейской философии, в которой есть глубокие абстрактные принципы. Главной философской темой Гробмана стала тема энергии творения, главным визуальным символом — Левиафан, мистическое чудовище еврейской традиции. В работах Гробмана этого времени («Фарфоровый человек», «Крылатая чаша», «Левиафан») появляется целый мир форм и символов, связанных с его представлениями о принципах творения. В то же время, Гробман одним из первых стал вводить в свои произведения коллажные фрагменты, тексты, а также политические образы.

Вторая выставка — «Левиафан» — посвящена «новому еврейскому искусству» Гробмана и его попытке превратить свой подход в школу. В 1971 году, с намерением стать основателем нового еврейского искусства, Гробман переехал в Израиль и поселился в Иерусалиме, где он создал группу и провел ряд перформансов в пустыне в районе Мертвого моря и на улицах израильских городов. В этот же период художник сделал целый ряд острых концептуальных работ, среди которых есть произведения, сделанные в жанрах, который Гробман придумал сам. В экспозиции будут представлены фотографии действий в Иудейской пустыне, сделанные на месте, живопись, графика, трехмерные объекты и проекты неосуществленных инсталляций.

Третья экспозиция — «Картина = символ + концепт» — состоит целиком из живописных работ 1980–90-х годов. В это время Гробман заново переосмыслил свою философскую и эстетическую программу. От мифологии творения он перешел к исследованию его результата, очевидное несовершенство которого осмысляется им в саркастическом ключе. Художник предпочитает взгляд «снизу» на природу и человека; место мистического Левиафана в его картинах занял низколобый и длинноносый профиль «дурака», который представляет собой собирательный образ третьего лица, по-своему судящего о мироздании, природе, и социальном порядке. Прибытие в Израиль огромного количества людей из России сделало этот социальный фон особенно неоднородным и комичным: мир сионизма, большой и малой политики Ближнего Востока заговорил суконным языком бывших жителей Советского Союза, которые надеялись обрести в Израиле свой рай. Визуальным символом этого социального гибрида стала картина «Мавзолей Ленина в Тель-Авиве».

Заключительная, четвертая выставка, «Гробман: после искусства», словно задает вопрос, являются ли выставленные в этой четвертой части произведения искусством? Многое из того, что мы увидим здесь, в особенности работы последнего времени, в которых поражает неожиданное сочетание эротики и политики, мистики и злобного хохота, обсценности и серьезности, — заставляет переформулировать этот вопрос по-другому: достойна ли, по мнению художника, сегодняшняя аудитория искусства и красоты, или хватит с нее прямого и грубого высказывания?

Работы на выставку предоставлены Тель-Авивским Художественным Музеем, Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской галереей, Галереей «Минотавр» в Тель-Авиве и частными коллекционерами.

Совместно с издательством «Новое Литературное Обозрение» к выставке выпущена книга. В рамках проекта пройдет серия вечеров и лекций Михаила Гробмана и куратора Лели Кантор-Казовской, показ фильмов о Гробмане и «втором русском авангарде» в Еврейском музее и центре толерантности и в ММСИ.

О художнике: Михаил Гробман (1939, Москва) — художник и поэт. Участник Второго русского авангарда. Основатель группы «Левиафан» и издатель одноименной газеты. С 1993 вместе с Ириной Врубель-Голубкиной издает журнал «Зеркало». Автор книг «Военные тетради» (Тель-Авив, 1992), «Левиафан» (НЛО, М., 2002), «В черной, черной стране» (Кармель, 2005), «Последнее небо» (НЛО, М., 2006), «Левиафан» (Кармель, 2009). Персональные выставки: Тель-Авивский художественный музей (1971), Художественный музей Бохума (Германия, 1988), Государственный Русский музей (СПб, 1999) и др. Жил в Москве, в Израиле с 1971 года. Живет в Тель-Авиве.

Источник: пресс-релиз ММСИ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131209_grobman.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131209_grobman.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».