«Ракурс Чупятова» в галерее «Наши художники»
40 работ на первой персональной выставке Л. Т. Чупятова из крупнейших музейных и двадцати частных собраний. Выставка откроется 25 октября 2013
С 25 октября по 22 декабря 2103 года галерея «Наши художники» проводит первую персональную выставку Леонида Терентьевича Чупятова (1890–1941). Имя его известно немногим, между тем наследие этого мастера, теоретика и педагога, заслуживает серьезного изучения и достойно внимания широкой публики. В залах галереи «Наши художники» будет показана первая персональная выставка художника, которая соберет почти 40 работ из трех музейных (ГРМ, ГТГ и Государственного музея истории Санкт-Петербурга), а также из двадцати частных собраний. Эту выставку можно считать открытием автора — крупного русского художника, обновившего предложенную предшественниками традицию и в творческом поиске предложившего свое художественное видение, свой ракурс.
Леонид Терентьевич Чупятов родился в Петербурге в 1890 году. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, параллельно посещал частные студии Я. Ционглинского, М. Бернштейна, Е. Званцевой. Однако только знакомство с К. Петровым-Водкиным и его методом помогло ему определить свой путь в искусстве.
Чупятов встретился с Петровым-Водкиным в середине 1910-х годов, когда мастер работал над новыми идеями взаимоотношения цвета, света, формы и пространства для достижения иной художественной выразительности, когда рождалась теория «сферической перспективы». Петров-Водкин оценил серьезность и вдумчивость ученика, его интерес к теоретическим проблемам искусства. Позднее, во время учебы под руководством мастера в Петроградских государственных свободных художественных мастерских Академии Художеств, формируется индивидуальная манера Чупятова, складывается его собственное видение искусства. В 1926 году на суд комиссии он представил тридцать живописных произведений и реферат «Путь подлинного реализма в живописи», подтверждавший их специфику. Вопросы, выдвинутые Чупятовым, были ключевыми для многих живописцев: о плоскости картины, о законах движения в натуре и в изображении, о свойствах глаза и его культуре, о способах наблюдения предметов, о сюжете.
Значение проведенного художником исследования определил Петров-Водкин: «Что для меня ценно — расширение угла зрения, что есть завоевание и дает новую точку мышления. Вещи Чупятова являются большим вкладом в наше искусство...» Ракурс Чупятова обретал признание.
В известном смысле Леонид Чупятов пошел дальше своего учителя. Отождествляя себя со зрителем, который может свободно двигаться в реальной жизни и смотреть на предметы с разных углов, художник материализует на холсте динамику визуального восприятия, «впускает» зрителя в картину («Композиция с красной фигурой», «Лестница», «Автопортрет», «Трампарк»). «Живопись только тогда получит правильную и здоровую жизнь, — писал он в своем трактате, — когда в основу развития ее будет положен в первую очередь закон движения, затем закон относительного смотрения… Живопись совершенно самостоятельно и естественно на своем пути развития дошла до формулирования и реализации этого закона».
Оптически-формальные задачи присутствуют во всех натюрмортах и жанровых картинах художника и всегда перетекают в тематические, усиливая образность, поддерживают сюжет. Эксперимент Чупятова бесконечно разнообразен, его специфический ракурс порой доходит до крайней точки равновесия, создавая максимальные напряжения отношений и предметов композиции. Художник исследовал и возможности, связанные с фактурой живописной поверхности и способами нанесения краски. Так, с изобретением аэрографа он в ряде произведений использовал его вместо кисти.
Александр Боровский пишет, что путь Чупятова — путь одиночки и его индивидуальный выбор особенно ценен на фоне усугубления коллективного сознания. В условиях общего сдвига в сторону соцреализма, а также пропаганды атеизма восхищает не только продолжение его формальных поисков в 1930-е годы (работы «Сон», «Луна над деревней»; обе — 1936 год), но и приверженность к религиозной тематике, она представлена на выставке блестящей серией работ 1920–30-х годов и последнего, самого трагического года жизни — 1941-го.
Следуя и отступая от иконографии, по-модернистски трактуя канонические образы, он создал пронзительные и волнующие лики Богоматери, ангелов, святых и Спасителя, с Верой и даром большого художника, истово чувствуя и переживая эпоху. Апофеозом цикла стал «Покров Богоматери над осажденным городом» (1941). Академик Д. С. Лихачёв, ценивший художника, беспокоился об этой картине, писал, что она не должна пропасть. Она не пропала, сегодня ее могут увидеть все.
К выставке «Ракурс Чупятова» издан научный каталог. Ряд архивных материалов публикуется впервые.
Источник: пресс-релиз галереи «Наши художники»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131007_chupyatov_anons.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131007_chupyatov_anons.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.