Art Investment

Против света. Немецкое искусство XX века из коллекции Джорджа Эконому

В Эрмитаже проходит выставка произведений важнейших немецких художников ХХ века (Отто Дикса, Кристиана Шада, Георга Гросса, Конрада Феликсмюллера, Георга Базелица, Эрнста Кирхнера и др.) из частной коллекции

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Против света. Немецкое искусство XX века из коллекции Джорджа Эконому» (Афины), представляющая лучшие произведения немецких художников XX века. Начало коллекции было положено в 1990-е годы, работы приобретались на крупнейших международных аукционах, в галереях Германии, Австрии и Великобритании.

Джорджу Эконому принадлежит крупнейшее собрание графики и живописи важнейших мастеров немецкого экспрессионизма и новой вещественности 1920–30-х годов: Отто Дикса, Кристиана Шада, Георга Гросса, Конрада Феликсмюллера, заявивших о себе после Первой мировой войны. Немецкое общество было охвачено атмосферой упадка и повального цинизма. В этот период художники, отбросившие традиции идеализации действительности, прибегли к социальной критике и карикатуре. В тридцатые годы XX столетия новая вещественность и экспрессионизм были заклеймены официальной немецкой пропагандой как дегенеративное искусство и подлежали уничтожению и символическому поруганию.

Неоэкспрессионисты вернулись к образности, отчасти фигуративности, эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам. Ключевая работа Базелица того периода «Орел в постели» (1982) представлена на выставке в Эрмитаже. На экспозиции немецкие экспрессионисты 1920–30-х годов показаны в параллели с неоэкспрессионистами. «Отдых дамы» (1912) Эрнста Кирхнера и «Модель 70-х снова поет» (2011) Георга Базелица — произведения, созданные с перерывом почти в столетие, очень четко воспринимаются в рамках одного художественного опыта, что очень редко в современной ситуации художественного плюрализма.

Большая часть немецких картин XX века была задумана и создана не как обычные работы, а как программные художественные заявления. Натюрморт был не просто натюрмортом, но живописным манифестом. Портрет писался не для того лишь, чтобы просто сохранить память о чьем-либо лице, но был средством навечно запечатлеть живительные силы, определяющие устройство и судьбу изображенной личности. На этой выставке таковы «Дама в меховом пальто» (1923) и «Урсус в колыбели» (1927) Отто Дикса или «Спящая» Эриха Хеккеля (1914). В Германии XX века никто не писал пейзаж просто так: это всегда или будоражащая композиция, как в работе «Женщина с ребенком и девочки на дороге» (1913) Августа Макке, а также «Нищий на Прахатитце» (1924) Конрада Феликсмюллера, или неестественный монумент, как в работе Базелица «Одна нога» (1988).

Художник, а в Германии это всегда — интеллектуал, чувствует себя ответственным за общество, которое нужно образовывать, вдохновлять и направлять. Даже если его искусство будет понято не до конца, оно нацелено на то, чтобы прямо влиять на умы.

Задача художника — не целительство в прямом смысле слова (романтическим исключением является лишь искусство Йозефа Бойса), но попытка помочь обществу пережить послевоенный и «послестенный» синдром и найти новую идентичность.

Можно сказать, что искусство и политика — центральная тема немецкого искусства XX века. Однако все оно словно сфокусировано на состоянии дисбаланса между достижением избранной исторической цели и вынужденной утратой свободы. Естественным образом, ключевым персонажем в этой непростой ситуации должен стать национальный герой, утешающий печали и воплощающий чаяния общества. В XX веке общество не может позволить ему быть ни обезумевшим Вертером, ни кьеркегоровским фланёром. Вместо этого его образ формируется по модели ницшеанского суперчеловека, страдающего от наваждения стремительно меняющегося окружающего мира. Больше чем в любые другие времена немецкому художнику XX века хочется быть настоящим воином, идущим сквозь города и веси во имя установления честной политики в окружающем его неизменно подлом мире. Но в Германии эта позиция сильного героя должна оставаться незанятой: в XX веке роль вождя была бесповоротно скомпрометирована. Поэтому художнику приходится довольствоваться своим званием и своей скромной позицией. И до конца стоять на своем посту.

Выставка «Против света. Немецкое искусство XX века из коллекции Джорджа Эконому», на которой представлено двадцать шесть произведений, — это временная, но долгосрочная экспозиция, которая станет частью пятилетней программы показа искусства XX века в Государственном Эрмитаже с целью последовательного представления основных направлений западноевропейского искусства XX столетия. Она является параллельным проектом с выставкой «Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины», которая пройдет в Государственном Эрмитаже с 9 октября 2013 года по 12 января 2014 года.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Коллекцией Джорджа Эконому. Куратор выставки — Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог (на русском и английском языке), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Джорджа Эконому, коллекционера. Авторы статей — Дмитрий Озерков, Дарья Бубнова, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, и Дитер Буххарт, историк искусства.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130620_hermitage_george_economu.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130620_hermitage_george_economu.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе