Art Investment

Художники и цены

Бал в Дворянском собрании 1913 года. Картина и эскизы Д. Н. Кардовского

В Ротонде Зимнего дворца вниманию публики представлена картина Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943) «Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года» и 47 портретных эскизов к ней. Выставка посвящена 400-летию Дома Романовых и 100-летию грандиозного бала.

Программа юбилейных торжеств 1913 года была обширной, празднование продолжалось с февраля до осени. Это было общегосударственное событие, знаменовавшее триумф государства, власти, национального духа. Высочайше утвержденным «Церемониалом» днем торжественного празднования 300-летия царствования дома Романовых назначалось 21 февраля 1913 года. В этот день в восемь часов утра 21 залп орудий Петропавловской крепости возвестил жителям столицы о начале торжеств. От главных церквей столицы к Казанскому собору потянулись крестные ходы, и в точно установленное время прибыл «высочайший поезд» с членами царской семьи. В тот же день в столице и пригородах прошли народные гуляния, в театрах были представлены юбилейные спектакли исторического содержания. 22 февраля в Николаевском зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония принятия императором и императрицей поздравлений.

23 февраля 1913 года санкт-петербургским дворянством в своем собрании на Михайловской улице был дан «грандиозный бал», на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Это был последний масштабный праздник в дореволюционной России. Бал начался в половине десятого вечера, когда в Царскую ложу проследовали царь с царицей и особы императорской фамилии. Бал открылся полонезом из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в исполнении бального оркестра Лейб-гвардии Преображенского полка. Николай II танцевал в первой паре с супругой Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства В. А. Сомовой, императрица Александра Фёдоровна — с Санкт-Петербургским уездным предводителем дворянства С. М. Сомовым. После полонеза начались танцы — вальсы, кадриль, мазурка и котильон с обилием живых цветов и ярких лент. Николай II с дочерью Ольгой отбыли с бала в двенадцатом часу.

Акварель, запечатлевшая сцену юбилейного бала, стала одной из немногих крупноформатных работ выдающегося российского художника Дмитрия Николаевича Кардовского. Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской Академии художеств и профессора А. Ашбе в Мюнхене, Д. Н. Кардовский был известным отечественным иллюстратором, жанристом, театральным художником. Эрмитажная картина «Бал в Петербургском Дворянском Собрании 1913 года», не являясь собственно историческим произведением, выполнена по образцу академических многофигурных композиций, с той разницей, что каждый ее персонаж запечатлен с фотографической точностью и психологической достоверностью. В центре композиции вальсирует со светлейшим князем И. Н. Салтыковым 17-летняя великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь царя, для которой этот бал стал первым «взрослым» праздником. В царской ложе изображены члены императорской семьи — Николай II, Александра Фёдоровна, великая княгиня Мария Фёдоровна, великая княгиня Мария Павловна, великая княгиня Виктория Фёдоровна, великий князь Николай Николаевич (младший), великий князь Пётр Николаевич и великий князь Борис Владимирович. Среди танцующих — великая княгиня Ольга Александровна, сестра императора, в паре с кузеном, великим князем Дмитрием Павловичем, церемониймейстер Двора корнет П. М. Раевский, один из первых русских военных летчиков поручик Н. С. Воеводский. В толпе легко узнаются видные политические и государственные деятели — статс-секретарь А. Г. Булыгин, возглавлявший «Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых», граф А. А. Бобринский, директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой, обер-гофмейстер композитор А. С. Танеев.

47 портретных этюдов, выполненных художником при создании картины, предоставлены для выставки внуком Дмитрия Николаевича Кардовского — Николаем Петровичем Веселкиным, членом-корреспондентом Российской Академии Наук, директором института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова.

Кураторы выставки — Галина Александровна Принцева, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, Александр Владимирович Соловьёв, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130619_hermitage_kardovsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130619_hermitage_kardovsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

34 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».