Сиота Тихару: «Скрещенья»
В ЦВЗ «Манеж» проходит выставка японской художницы Сиоты Тихару «Скрещенья». Это грандиозная инсталляция из нескольких белоснежных платьев, оплетенных черной шерстяной паутиной
Московский проект японской художницы Сиоты Тихару «Скрещенья» — о женском и вечном. Несколько белоснежных платьев (фата и/или саван?) грандиозных размеров (2,20 м каждое) оплетаются черной шерстяной паутиной, которая заполняет углы, стены, пол, потолок и наступает прямо на зрителя, затягивая его в пространство инсталляции. Выставка создается непосредственно на глазах у публики: первую неделю работы зрители будут наблюдать за работой волонтеров, натягивающих черные нити вокруг фантасмагорических одеяний, свисающих с потолка. Весь процесс плетения записывается на видео — и после того, как создание инсталляции завершается, — запись начинают транслировать на экране. «Линия слишком чиста, — говорит Сиота, — слишком заметна. Треугольники на треугольниках образуют сложную структуру, скрывающую многое от человеческого глаза… Зимой, когда я гуляю по парку и смотрю на деревья, мне кажется, что они похожи на мои работы».
Белые платья Сиоты — это своеобразный «пустой» знак, оболочка, помнящая о никогда не бывшем внутри теле, привидение, обитающее в пространстве между миров. Черная шерсть — нити памяти, путы страха, вывернутая наружу корневая система, ризома и сеть отношений — отношений между людьми и призраками. «Человеческая жизнь, возможно, связана с космосом, — считает художница. — Возможно, смерть — это не исчезновение, но слияние с вечностью…» При этом работы Сиоты оригинально и органично существуют в истории и контексте мирового современного искусства, отсылая к клеткам Луизы Буржуа, вуалям Аннет Мессаже, тотальным инсталляциям Яёи Кусамы, перформансам Йоко Оно, комнатам Ирины Наховой и платьям «Фабрики найденных одежд».
Сиота родилась в 1972-м в Осаке, изучала живопись в Киотском университете, стажировалась в Австралии и Германии. Сиота начинала как перформансист — она училась у Марины Абрамович и Ребекки Хорн, — и последние свои пространственные инсталляции также считает во многом телесной практикой: «Я начала работать с нитями в 1992-м, — объясняет художница. — Я училась на живописца, и хотела рисовать в воздухе черной шерстью… Если я плету что-то и у меня выходит нечто безобразное, запутанное и узловатое, значит, виной тому мое настроение». Сиота часто «работает» с собственной памятью: это горящий рояль и ряды пустых стульев из сгоревшего соседского дома, трава на могиле бабушки… При этом многие вещи в инсталляциях Сиоты представляются артефактами памяти коллективной: ношеная обувь с привязанными к ней историями владельцев и гигантская башня из старых стекольных рам.
Проект Тихару Сиоты «Скрещенья» разворачивается на третьем этаже Центрального выставочного зала «Манеж», на цокольном этаже которого представлены сразу несколько проектов на тему потустороннего мира: это «Одиссеи», «Размышляя о смерти» и «Мой самый важный чемодан», что позволит зрителю наблюдать целую панораму художнических трактовок этой вечной темы.
Источник: пресс-релиз ЦВЗ «Манеж»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130423_skrescheniya_manege.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130423_skrescheniya_manege.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.