Art Investment

Художники и цены

Алиса Порет (1902–1984). Живопись/ Книжная графика/ Фотоархив/ Дневники

Ленинградке Алисе Ивановне Порет, с ее французской фамилией и шведской кровью, довелось стать одной из интереснейших и ярких фигур художественной и литературной жизни России ХХ века. Поколение, к которому она принадлежала, в 1920–30-е годы формировало новый образ мышления, определяло вектор развития культуры и искусства, преодолевая застарелость отживших явлений. То, чему она была свидетелем и непосредственным участником чего она являлась, становилось краеугольным камнем в истории как изобразительного искусства, так и литературы. Но интересно другое: как ее собственная жизнь и персональное творчество, совсем не претендующие на «лавры» эпохи, тем не менее привлекали к ней пристальное внимание и вызывали восторг у самого широкого круга ее обожателей и поклонников, людей в основном интеллектуальных профессий. Как возник этот странный феномен ХХ века — притяжение к личности, сумевшей из своей жизни сотворить искусство; способной любое, даже самое заурядное, событие преобразить в праздник, игру, презрев условности сурового и совсем небезобидного мира — об этом выставка.

Ей повезло с учителями: профессиональные знания, навыки и мастерство она получала от выдающихся педагогов. Поступая в Академию, ей очень хотелось попасть в класс К. С. Петрова-Водкина, однако в его мастерской уже не было свободных мест, и тогда Алиса за два дня справилась с постановкой — натюрмортом «Стакан и яблоко» (1922), который позволил, в нарушение правил, принять ее в класс сверх квоты. В живописной мастерской Петрова-Водкина одним из его ассистентов был П. И. Соколов, который в Петрограде славился своим талантом рисовальщика. Порет и здесь получила драгоценный опыт, пригодившийся ей в работе над детскими книгами в Детгизе. Затем наступил период ее увлечения методом П. Н. Филонова. Участие Порет в знаменитой выставке в Доме Печати на Фонтанке (1927) утвердило ее среди ведущих мастеров аналитического искусства. Грандиозное по размерам полотно А. И. Порет «Нищие и беспризорники», чудом уцелевшее в блокаду Ленинграда, поражает проработанностью деталей и точным следованием методу «сделанности», умением «работать точкой», заполняя шаг за шагом все пространство холста пестрым ковром переливающейся дивными красками живописи.

В конце 1920-х Порет, работая над оформлением детских книг, сближается с кругом литераторов: поэтов и прозаиков Детгиза — Б. С. Житковым, Н. М. Олейниковым, обэриутами А. И. Введенским, Н. И. Заболоцким и Д. И. Хармсом. С Даниилом Ивановичем ее связывали особо тесные отношения. Интересно, что перипетии их бурного романа нашли свое отражение в дневниках обоих. Вместе они придумывали не только стихи и сюжеты для рассказов, но и разные игровые ситуации и розыгрыши. Иногда они переодевались для съемки и разыгрывали «живые картины» по классическим сюжетам. Постепенно в эту игру вовлекалось все больше молодежи: художники, музыканты, архитекторы, которые, несмотря на сгущающиеся на политическом небосклоне тучи, продолжали свои «хэппенинги» и «перформансы».

Какой бы ни была эта игра «чу́дной», все же она не прошла бесследно для многих друзей Алисы, сгинувших в ГУЛАГе или «перековавшихся» из чувства самосохранения. О них — уникальные фотографии, зафиксировавшие театрализованные «игры с огнем»; украшают экспозицию выставки и страницы специально изданного альбома, удивляя способностью участников к лицедейству и проявлению хотя и срежиссированной, но такой искренней, не киношной, радости.

После войны Алиса Ивановна, поселившись в Москве, на какой-то момент ощутила себя изгоем: не было работы, жила на съемных квартирах, была оторвана от привычного уклада и ленинградского окружения. Со временем она продолжила свои живописные занятия. С конца 1940-х и до начала 1980-х годов Порет написала множество портретов своих московских друзей, открывших в художнице талант не только живописца, но и умной рассказчицы, очаровательной собеседницы и яркой выдумщицы. Свой «портрет от Порет» мечтали иметь многие. Московские поклонники Алисы Ивановны до сих пор помнят ее веселый нрав и острый сарказм, изысканные вечера показов ее картин и художественных объектов. В период удушающей атмосферы застойной эпохи такие встречи были важны не меньше, чем чтение запретных изданий диссидентов или прослушивание «вражеских» радиоголосов.

Выставка А. И. Порет в «Галеев-Галерее» — первая в Москве за последние 30 с лишним лет — построена на основе собраний друзей «прекрасной Алисы», часто бывавших в ее замечательном доме на Огарева, 13, и сохранивших память о ней.

К выставке издан альбом, в котором впервые опубликованы работы А. И. Порет из коллекций музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГРМ, ГМИ Каракалпакии (Нукус), ГМИИ Карелии (Петрозаводск), Музея искусств им. Амиранашвили (Тбилиси), Государственного литературного музея, частных собраний, а также фотографии из архива В. И. Глоцера. Иллюстрации сопровождаются выдержками из ее ранее не изданных дневников. Сами оригиналы дневников, как и образцы ее живописи и графики, представлены в экспозиции.

Источник: пресс-релиз «Галеев-Галереи»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130423_poret_galeev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130423_poret_galeev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ШАРШУН Сергей Иванович (1888–1975) Мистическое сердце. 1953 (20,7 × 44,8 см)

Текущая ставка200000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846–1920) Настя и Аннушка. 13 июня 1907 (22,8 × 16,7 см)

Текущая ставка35000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЗАБОРОВ Борис Абрамович (1937–2021) [Автопортрет с моделью]. 1992 (129 × 170 см)

Текущая ставка90000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».