Графика Алексея Ремизова в «Манеже»
Сегодня в ЦВЗ «Манеж» открывается выставка графики русского писателя ХХ века Алексея Михайловича Ремизова (1877, Москва — 1957, Париж)
Сегодня в ЦВЗ «Манеж» открывается выставка графики русского писателя ХХ века Алексея Ремизова. Проект положил начало долгосрочного сотрудничества Государственного Литературного музея и Музейно-выставочного объединения «Манеж». Выставка из фондов московского Литературного музея — богатых и разнообразных, станет продолжением проекта МВО «Манеж» «Книга художника», посвященного исследованию пересечений литературной, книжной и художественной культуры.
Выставка «Алексей Ремизов. Возвращение» представит графическое наследие одного из замечательных писателей ХХ века на основе материалов его архива, более пятидесяти лет хранившегося во Франции в семье Резниковых. В 2013 году архив был приобретен Министерством культуры Российской Федерации для Государственного Литературного музея.
Алексей Михайлович Ремизов (1877, Москва — 1957, Париж) был не только одним из лучших писателей-стилистов своего времени, но и самобытным художником, чьим творчеством восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо... Графическое наследие Ремизова уже неоднократно становилось предметом выставочных проектов, но персональных выставок Ремизова-художника было не так много. Рисунки писателя выставлялись в 1934 году в Чехословакии, в 1985-м — в США, в 1992 и 1993-м — в Санкт-Петербурге.
Юрий Анненков писал: «Ремизов несомненно мог бы рисовать, как Серов, как Репин, или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли. <...> Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие меня игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно. Его линейные и пятновые (а зачастую — в красках) сочетания, густо-густо заполнявшие пространство рисунка, носили архаически-орнаментальный характер и вызывали ощущение загадки. Ремизов рисовал постоянно <...> Графика Ремизова переходила в почерк, а почерк его, бравший корни из древнеславянского буквенного сплета, превращался в каллиграфическую симфонию углов, закорючек, росчерков <...>».
Как отмечает крупнейший специалист по творчеству Ремизова Алла Михайловна Грачёва, «первоосновами эстетического воспитания Ремизова стали древнерусская архитектура, иконопись, старинные церковные распевы. Его мать увлекалась каллиграфией и передала любовь к ней своему сыну. Страсть к рисованию также началась с детства. В середине 1900-х годов Ремизов штудировал учебники и ученые труды по палеографии и в дальнейшем овладел разными типами древнерусского письма, изучил глаголицу. Ремизов иллюстрировал свои сказки и другие произведения, а также свои сны, объединяя иллюстрации в многочисленные альбомы».
Представленные на выставке материалы сохранились благодаря Наталье Викторовне Резниковой (1902–1992) — переводчице, помощнице, доверенному лицу и душеприказчице Ремизова, ухаживавшей за ним в последние годы его жизни. Впоследствии архив писателя хранили ее дети и внуки.
В экспозицию выставки «Алексей Ремизов. Возвращение» включено более 140 графических работ (иллюстрации портреты, зарисовки), коллажи, «конструкции», а также рукописи, книги и альбомы, документы, автографы, личные вещи писателя. Все они экспонируются в России впервые. Государственным Литературным музеем к выставке подготовлено издание «Алексей Ремизов. Возвращение», в котором представлены более двадцати портретов русских литераторов из альбома А. М. Ремизова «Современники и предки».
Источник: пресс-релиз ЦВЗ «Манеж»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130416_remizov_manezh.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130416_remizov_manezh.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.