Рассказ об эпохе. Фотографии княгини Анны Марии Боргезе
В Фонде культуры «Екатерина» проходит выставка итальянской фотографии рубежа XIX — XX веков из альбомов княгини Анны Марии де Феррари (1874–1924), супруги Сципиона Боргезе
В Фонде культуры «Екатерина» в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» проходит выставка «Рассказ об эпохе. Фотографии княгини Анны Марии Боргезе. 1898–1924».
Архив фотографий итальянского двадцатого столетия пополнился новым источником — фотоальбомами княгини Анны Марии де Феррари (Монталлегро, 1874 — остров Гарда, 1924), супруги Сципиона Боргезе (Мильярино, 1871 — Флоренция, 1927), путешественника, исследователя, альпиниста, дипломата и политика, избиравшегося в Итальянский парламент (1904–1908), человека, вошедшего в анналы светской хроники и газетных репортажей эпохи как командир экипажа, триумфально приведший знаменитую «Италу» к финишу автопробега Пекин — Париж 1907 года.
Эти альбомы до сих пор никем и нигде не издавались. Они бережно хранятся в семейном архиве. Корпус фотографий насчитывает 8000 снимков. Они все хронологически систематизированы, имеют дату и необходимую аннотацию, проставленные самой княгиней. Она автор практически всех фотографий, за исключением нескольких, снятых, вероятно, мужем Сципионом. Материалы чрезвычайно интересны своей свежестью, свободой, композиционной непринужденностью, непостановочностью. Снимки сделаны малоформатной любительской камерой, «Кодак» 1898 года (№ 2 Bulls-Eye Special, формата 3½ x 3½ дюйма). В них читается жадное любопытство, и не к одной себе, но ко всем без исключения окружающим, коих пред ней и мужем в их полных приключений путешествиях прошло неисчислимо (это Россия, Турция, Египет, Персия, Узбекистан, Афганистан, Китай, Япония). В них звучит честное отношение автора к себе и своему времени. Мировую войну княгиня, поступившая сестрой милосердия, наблюдала чуть ли не с передовых позиций. Снимки, иногда прямолинейные, даже простодушные, бесстрастно фиксируют факты. Порой весьма драматичные, как землетрясение в Авеццано 1915 года или работы по восстановлению Мессины (1913) после подземных толчков, разрушивших город в 1908 году.
Частное мнение, взгляд на вещи аристократичный, очень личный, интонационно сходный с работами ее прославленных современников Франческо Киджи или братьев Дзузеппе и Луиджи Примоли, признанных авторитетов в истории фотохроники итальянской столицы. Ценнейшие свидетельства эпохи, в которых сливается домашняя сокровенность рассказа о фигурах и событиях семейного масштаба с умением, зрелым, эмоционально насыщенным, запечатлеть в фотографическом снимке лица, ситуации и события очевидного общественного звучания.
Материал несомненного исторического и историко-фотографического значения, как часто бывает у знаменитых «дилетантов», настолько богат смыслами, что сам того не желая, выходит за рамки частной жизни и вплотную приближается к фотожурналистике.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130324_borgese_biennale.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130324_borgese_biennale.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.