Art Investment

«Живописные метафоры Валерия Каптерева» в ГТГ

Сегодня вечером в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная памяти искусствоведа Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001). В экспозиции — произведения Валерия Каптерева (1900–1981) из собрания ГТГ и частных коллекций

Памяти искусствоведа
Ольги Осиповны Ройтенберг (1923–2001)
посвящается

Сегодня вечером в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка подготовленная совместно с галереей «Г.О.С.Т.». В экспозиции собраны произведения Валерия Каптерева из собрания ГТГ и частных коллекций.

Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981) — живописец и график, принадлежит к художникам так называемого «третьего пути» в отечественном искусстве XX века, лежащем между авангардом и соцреализмом. Выпускник живописного факультета ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские, бывшее Строгановское училище), В. Каптерев был учеником, другом и соратником А. В. Шевченко, художника и теоретика искусства. В 1919 он стал одним из организаторов известной выставки «Цветодинамос и тектонический примитивизм», программные установки которой были сформулированы А. Шевченко: «Краски и цвет — …та волшебная палочка, которая вдохновляет художника, дает ему импульс и побуждение к творчеству». Цвет — наиболее выразительное художественное средство в произведениях В. Каптерева. Дар колориста, возможно, возбудил его интерес к яркому искусству и быту Востока. Еще учась во ВХУТЕМАСе, художник совершил первую поездку в Среднюю Азию, ставшую для него источником вдохновения на многие годы. Впоследствии он неоднократно выезжал туда в составе научных и музейных экспедиций. В 1920-е годы В. Каптерев был активным членом и экспонентом объединений: «Цех живописцев», «Бытие», Общество московских художников. В 1949 он был исключен из МОСХа за «формализм» в искусстве; и хотя в конце 1950-х Каптерева восстановили в Союзе художников, однако запрет на его участие в выставках остался до конца жизни. Почти все довоенные работы Каптерева были утрачены; многие его произведения из собрания Алма-Атинского художественного музея уничтожены в 1949 году как вредные для зрителя. Редкие сохранившиеся — «Ночной натюрморт» (1931) и «Старый город» (1932), оба из собрания Третьяковской галереи — представлены на выставке.

Именно в этот трудный период в творчестве Каптерева начинается новый этап. Он пишет маленькие картины, совмещая в них отзвуки реальной повседневности с атрибутами ушедших культур и цивилизаций. Фрагментарность композиции как осколок иного бытия, придуманного художником, сложная фактура, намекающая на патину времени, лаконичный рисунок, близкий примитиву древних культур, насыщенность символами и знаками создают своеобразный метафорический мир каптеревских полотен, где живописная структура вбирает в себя поэтические, музыкальные, философские и научные ассоциации. Фантастические образы, парадоксальные черты обыденности, обращение к античным, ветхозаветным и евангельским мотивам обусловили определение творчества Каптерева (которое он сам одобрял) как «магический символизм». Являясь наследником большой живописной культуры, сформировавшейся в 1920–30-е годы, живописец как бы ведет диалог с искусством нашего времени и активно влияет на его становление. В 1950–80-е дом Каптерева становится притягательным центром, где собираются художники, поэты, музыканты, ученые, среди которых присутствует молодежь, чутко воспринимающая откровения мастера.

Государственная Третьяковская галерея благодарит Елену Владимировну Колат, хранителя творческого наследия В. В. Каптерева, за предоставленные на выставку произведения.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130319_kapterev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130319_kapterev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».