Art Investment

Иван III. Великий князь и государь всея Руси

Сегодня в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка, посвященная жизни и деяниям великого государя

Сегодня в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка, посвященная жизни и деяниям великого государя.

Иван III, Великий князь Московский и всея Руси, — личность в высшей степени примечательная. Именно при нем произошло объединение разрозненных русских земель вокруг Москвы, Русь окончательно освободилась от трехсотлетнего ордынского ига и начался процесс утверждения автокефалии (независимости) русской Церкви, находившейся до той поры под влиянием Константинопольского патриархата. Именно во времена его правления зародился тезис «Москва — третий Рим», оказавший огромное влияние на сложение российской государственности. Наконец, именно благодаря ему на Русь были приглашены итальянские мастера, которые полностью перестроили Кремль и превратили его в настоящую европейскую крепость.

Но, несмотря на всю значимость совершенных деяний, фигура Ивана III и по сей день теряется в тени более ярких исторических персонажей. Выставка в Музеях Московского Кремля призвана привлечь внимание к личности этого незаурядного, но, к сожалению, недооцененного правителя. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца расскажет, как складывалась идеология будущего Московского царства, как появлялись на свет новые образы и символы, отражающие самые значимые деяния великого государя.

Стремясь создать по-настоящему единое государство, Иван III вел активную культурную политику в разных землях своего Великого Княжества; в частности, он выступал в качестве вдохновителя и заказчика многочисленных произведений для храмов, находящихся даже на самых отдаленных территориях. Именно благодаря его заказу появились на свет такие шедевры русской живописи, как фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. И хотя ядро выставки составляют произведения из Музеев Московского Кремля, без привлечения экспонатов из других музеев создать максимально точную картину деятельности этого выдающегося правителя было бы невозможно. В выставке принимают участие Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Российская государственная библиотека и Российский государственный архив древних актов.

Первый раздел экспозиции посвящен теме византийского наследия. В 1453 году священный град Константинополь пал под ударами турок, а несколько лет спустя была подписана Флорентийская уния, знаменующая объединение с католической церковью. В этих условиях Великий князь Московский, по мере укрепления своей власти и могущества, начал осознавал себя единственным защитником православной веры, преемником византийских императоров. Именно эта идея и легла в основу формирования русской государственности. Женитьба Ивана III на Зое (Софье) Палеолог — племяннице последнего византийского императора Константина — стала финальным аккордом, подтверждающим право русского государя принять эстафету власти от великих правителей Константинополя. В этот раздел выставки вошли экспонаты, позволяющие проследить наследование идей и символов Византии. Особенный интерес вызывают предметы личного благочестия, принадлежавшие великокняжеской семье. Многие из них являются частью огромного наследства, привезенного в Москву Софьей Палеолог, например знаменитый Корсунский крест, сразу же помещенный на хранение в алтарь Успенского собора и неизменно участвовавший во всех крестных ходах, золотая икона-мощевик с изображением Богоматери с двенадцатью апостолами и Распятия, богато изукрашенная рубинами и сапфирами. Одним из самых любопытных экспонатов является шитая пелена мастерской Елены Волошанки, изображающая торжественную процессию после венчания на царство внука Ивана III Дмитрия, на которой зрители смогут воочию увидеть портреты самого Великого князя и членов его семьи.

Второй раздел выставки включает в себя памятники, отражающие сложный и порой весьма драматичный процесс собирания земель вокруг Москвы. Одним из важнейших направлений объединительной политики Ивана III стало обращение к «старине», тем почти былинным временам Владимира Святого, когда вся Русская земля была единым целым. Таким образом, присоединение к Москве новых княжеств преподносилось как восстановление исторической справедливости. Отныне Владимир и его сыновья, Борис и Глеб, возглавили список небесных молитвенников за великокняжескую семью. Постепенно к этому списку начали прибавляться новые местные святые: Иван III прекрасно понимал, что их почитание и прославление является весьма действенным и, главное, бескровным стимулом к созданию внутренней связи между различными землями. Существенное место в политике Великого князя отводилось сохранению национальных традиций, поиску собственных корней, что привело к широкому распространению богородичных образов, история которых оказалась тесно связанной с историей княжеского рода. Особой любовью пользовались два образа — «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Боголюбская».

Огромное внимание уделял Иван III вопросам религии. Следующий раздел экспозиции расскажет об утверждении автокефалии русской Церкви. После падения Византии Константинопольский патриархат существовал под полным контролем со стороны турецкого султана. В этой довольно непростой ситуации Великий князь и иерархи были вынуждены принять решение о поставлении на престол митрополита Ионы без обычного согласования с Царьградом. С той поры идея независимости русской церкви становится одной из основных в политике Ивана III. Возвышению церковного авторитета, по мысли Великого князя, должно было содействовать прославление русских святых. Не последнюю роль в этом процессе сыграло возведение в Кремле нового кафедрального собора, способствовавшее укреплению памяти об усопших московских святителях, останки которых потребовалось перезахоронить и перенести в новые раки. На выставке можно будет увидеть монументальные житийные иконы с изображением митрополитов Петра и Алексея, московских святителей, выполненные великим Дионисием по заказу Ивана III.

Заново отстроенный Успенский собор следовало наполнить драгоценным содержанием — священными сосудами, богослужебными книгами и крестами. Богато украшенная утварь для храма всегда создавалась на средства светских властей, что со времен Константина Великого, создателя храма Гроба Господня, должно было демонстрировать заботу христолюбивого владыки о церкви. Роскошное убранство главного московского собора можно будет представить на примере так называемых Большого и Малого Сионов — двух великолепных сосудов для перенесения Святых Даров, изготовленных по повелению Ивана III лучшими западноевропейскими ювелирами, работавшими при московском дворе.

Иван III начинал свой путь в качестве правителя небольшого княжества, заканчивал — великим государем всея Руси. Закрепление нового статуса проявилось в оформлении Фроловской башни Кремля, на которой были установлены мемориальные доски, именующие Ивана III «государем и самодержцем всея Руси» на русском и латинском языках. С другой стороны, двуязычность надписей демонстрировала открытость Московского государства западному миру, утверждала новый международный статус, с которым европейские владыки уже не могли не считаться.

Источник: пресс-релиз Музеев Московского Кремля


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130319_ivan_iii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130319_ivan_iii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».