Art Investment

Художники и цены

Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих в Эрмитаже

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Художник всех школ. Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712–1774)», посвященная 300-летию со дня рождения замечательного немецкого живописца, пользовавшегося при жизни признанием и широкой известностью как в Германии, так и во всей Европе. Дитрих прославился как «художник всех школ» — мастер, способный воссоздать в своих работах манеру любого знаменитого предшественника.

Однако после смерти художника потомки стали резко критиковать его работы, причем именно за те качества, которыми восхищались современники: эпигонство, компилятивность, имитаторство. С тех пор взгляды и вкусы публики и художественных критиков менялись. Сейчас слышно все больше голосов, воздающих должное заслугам саксонского мастера.

В России имя Дитриха известно очень мало, в основном коллекционерам, у которых до сих пор хранятся его живописные и графические произведения. Иногда они существуют под именами других художников, обычно голландских живописцев XVII века, которым мастер чаще всего подражал, следуя вкусам своих соотечественников и современников, предпочитавших голландскую живописную школу предыдущего столетия всем остальным европейским школам.

Дитрих учился живописи у известного саксонского пейзажиста Иоганна Александра Тиле, который представил его ко двору Августа Сильного как многообещающее юное дарование. Его покровителем стал саксонский министр, известный коллекционер и меценат граф Генрих Брюль. Художнику повезло жить и творить во времена саксонских правителей — курфюрста Фридриха Августа I, или Августа Сильного (1670–1733), ставшего польским королем (Фридрих Август II), и его сына, курфюрста Фридриха Августа II (король польский Фридрих Август III), которые считали поощрение искусств важной государственной задачей.

Благодаря крупному строительству Дрезден стал одним из красивейших городов Европы. К 1732 архитектором М. Д. Пеппельманом было завершено строительство знаменитого Цвингера, где впоследствии разместилась Картинная галерея Дрездена. Отечественные художники не были представлены в придворной картинной галерее. Исключение составляли только работы Дитриха, который научился подражать европейским образцам с мастерством, позволявшим саксонским правителям и другим заказчикам размещать его картины рядом с итальянскими, французскими, и особенно любимыми голландскими. Им подражали в то время многие немецкие живописцы: И. К. Зеекатц, И. Г. Траутман, Х. Г. Шютц, Ю. Юнкер и другие, однако Дитрих завоевал несравнимо большее внимание специалистов. Его феномен заключается в том, что в лучших своих вещах, как картинах, так и графических работах, сквозь старательное и умелое подражание проступает его личное ощущение образа, особенно это касается пейзажа, в котором ему удается передать моментальное состояние природы и пронзительное настроение. Это касается в наибольшей степени пейзажей 1750-х годов, выполненных по итальянским впечатлениям и рисункам, сделанным во время краткого пребывания в Италии в 1743 году («Пейзаж со стадом», «Морской берег с развалинами башни», «Итальянский пейзаж с мостом», «Пейзаж с рекой между скал»). Такой творческий толчок ему дали не только природа Италии, но и работы итальянца Дж. Б. Кастильоне, а главное — итальянизирующих голландцев, в первую очередь Н. Берхема, Я. Бота, А. Кейпа и А. Эвердингена.

Эрмитажное собрание живописи Дитриха является самым крупным за пределами Германии и включает 31 картину. Из них 22 содержат подпись или монограмму автора. Их количество и состав позволяют достаточно полно представить жанровое многообразие творчества мастера. Эта юбилейная выставка — первая монографическая экспозиция, посвященная творчеству саксонского художника. Многие его произведения впервые представлены на суд зрителей. Они до сих пор не покидали запасников музея. Особенно интересны в этом отношении четыре больших декоративных полотна, изображающих пейзажи с животными: они написаны в ранний период творчества художника и свидетельствуют уже о достаточно зрелом мастерстве живописца.

Не меньшей известностью, чем картины, пользовались графические произведения Дитриха. Его офорты также были подражаниями мастерам прошлого. Часто в справочниках названия многих его эстампов имеют примечания: «в манере Рембрандта», «во вкусе Йорданса», «в манере Сальватора Розы». Высшей точки мастерство Дитриха-офортиста достигло в период 1739 — середины 1750-х годов, когда им было создано около 40 листов, в основном в жанре пейзажа. Собрание гравюр Дитриха в Эрмитаже весьма значительно по своему объему и происхождению. Оно включает большое число редких оттисков ранних состояний. Лучшие из них экспонированы на этой выставке. Представление о творчестве мастера дополняет небольшое количество его рисунков, созданных им в разных жанрах.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог. Куратор выставки — Мария Павловна Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121219_christian_ernst.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121219_christian_ernst.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».