Art Investment

Графика Анатолия Каплана. К 110-летию со дня рождения

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка выдающегося российского графика, блестящего рисовальщика и литографа Анатолия Львовича Каплана

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Графика Анатолия Каплана. К 110-летию со дня рождения». Анатолий Львович Каплан (1902–1980) — выдающийся российский график, блестящий рисовальщик и литограф. Его самобытное творчество теснейшим образом связано с еврейской культурой. По своему значению оно сопоставимо с творчеством Шолом-Алейхема, чьи произведения неоднократно иллюстрировал художник.

А. Л. Каплан родился в Рогачёве (Белоруссия); начальное художественное образование получил в Харькове. Приехав в 1921 году в Петроград, учился во ВХУТЕИНе у Г. С. Верейского и А. А. Рылова.

На выставке представлено свыше 70 работ А. Л. Каплана из собрания Третьяковской галереи и коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Санкт-Петербург). В экспозицию включены главные графические работы мастера разных лет. Среди них — цветные и монохромные литографии, офорты, гуаши, пастели, рисунки карандашом и углем с мотивами еврейского местечка, народных песен, пейзажные зарисовки, листы по произведениям еврейской литературы. Много работая сериями, А. Л. Каплан неоднократно обращался к одним и тем же темам, сюжетам, героям, повторяя их в разных материалах, каждый раз добиваясь иного образного звучания. Его произведения наполнены множеством интонаций — от лиричной и радостно-бравурной до трагической.

Наибольшую известность приобрели станковые литографии А. Л. Каплана по произведениям еврейских классиков. В них он сумел передать поэтику и глубинную суть литературных источников. В литографиях, созданных по мотивам произведения Шолом-Алейхема «Тевье молочник» (версии 1957–1966), художник с юмором и печалью показывает стойкость человека в борьбе за счастье. В «Стемпеню» (1963–1967), также по Шолом-Алейхему, отражена романтичная атмосфера произведения, утверждаются важнейшие ценности — любовь и верность.

Художественные средства, использовавшиеся мастером, богаты и разнообразны. В литографиях серии «Фишка Хромой» (1966–1969) по мотивам Менделе Мойхер-Сфорима пластика изображения уподобляется приемам высекания текста на могильных плитах.

В листах по повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (1954–1957) главным для Каплана была передача поэтичных и гармоничных образов. В несовершенном мире мастер неизменно искал гармонию и пытался воплотить образ мечты. Для достижения этого он использовал собственный метод — тщательно прорабатывал каждый миллиметр поверхности литографского камня, чтобы при печати появилось впечатление таинственного мерцания (такой метод работы А. Л. Каплана его друзья-коллеги прозвали «мучением камня»). Сквозь это мерцание художник передает сохранившийся в памяти с детства почти идеальный мир, даже когда он обезображен войной.

Подобное «мировидение» отображено также в серии, посвященной блокадному и послевоенному Ленинграду (1944–1956). В графических листах перед зрителем предстает не трагедия города, а, как бы через некое отстранение, через дымку сфумато, — почти безмятежные заснеженные улицы и набережные, сцены восстановления северной Пальмиры.

Серия цветных литографий «Козочка» (1961), созданная по мотивам песни «Хад Гадья», входит в состав Пасхальной Агады (сборника молитв, благословений, комментариев к Библии и песен, связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника). В отличие от других прочтений и интерпретаций литературных источников, эти полихромные листы безмятежны и радостны. А. Л. Каплан нарочито примитивизирует формы, упрощает изображение. Творчество мастера тесно связано с народным поэтическим сознанием, чем близко другим знаменитым художникам, его современникам. И. Г.Эренбург отмечал: «Когда я гляжу на литографии Каплана, я вспоминаю произведения художников, которых можно назвать его земляками: Каплан родился в Рогачёве, Марк Шагал — в Витебске, Сутин — в Смиловичах. Их объединяют не только воспоминания, но и ощущения сказочности, трагизма и в тоже время страстная любовь к жизни».

А. Л. Каплан, не прибегая к формам беспредметного искусства, оставался в границах национальной пластической традиции. Он выработал художественный язык, интонациям, ритмам и образам которого, несмотря на яркую национальную составляющую, присуще общечеловеческое звучание, понятное всем.

Благодаря уникальному мастерству и высочайшей профессиональной репутации он занял достойное место в отечественной культуре. Работы А. Л. Каплана регулярно выставляются, в том числе во многих странах Европы, США, Канаде, Израиле, приобретаются крупнейшими музеями.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121211_gtg_kaplan.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121211_gtg_kaplan.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».