Art Investment

«Павел Шиллинговский (1881–1942). Гравюра/Рисунок. Архив семьи П. Е. Корнилова, Санкт-Петербург»

21 декабря в Галеев Галерее откроется выставка графики П. А. Шиллинговского — одного из тех, кто стоял у истоков зарождения русской гравюры ХХ века

Галеев Галерея, 21 декабря 2012 — 25 февраля 2013
Москва, Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1
Тел.: [495] 699–83–83, 699–85–50
www.ggallery.ru

Произведения Павла Александровича Шиллинговского (1881–1942) в истории русской гравюры ХХ века занимают особое место. Интересно, что свой первый диплом в Академии он защищал как живописец (мастерская Д. Н. Кардовского, 1911) и лишь позднее он решил посвятить себя искусству гравюры (мастерская В. В. Матэ, 1914), которой не изменял до конца своей трагической гибели в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Как и другие ученики В. В. Матэ (А. П. Остроумова-Лебедева, В. Д. Фалилеев, И. Н. Павлов и другие), П. А. Шиллинговский стоял у истоков зарождения русской гравюры ХХ века. Именно этому поколению художников удалось пробудить в обществе интерес к гравюре как к художественной ценности, к музейному и собирательскому объекту. Впервые появившись в начале 1910-х годов на выставках (Академии художеств, объединения «Мир Искусства», в Москве, Петербурге и Лейпциге) гравюры Шиллинговского сразу привлекли к себе внимание критиков классической завершенностью, техническим совершенством, виртуозным владением инструментами гравера, приверженностью лучшим образцам Ренессанса и барокко.

Павел Шиллинговский добивался успеха во всех видах гравюрного мастерства.

Одну из самых значительных своих работ в ксилографии (гравюре на дереве) он посвятил Петербургу, — альбом «Петербург. Руины и Возрождение» (1923) и сегодня представляет историко-художественный интерес. Наряду с аналогичными графическими сюитами М. В. Добужинского («Петербург в 1921 году», 1923) и А. П. Остроумовой-Лебедевой («Петербург», 1922), альбом Шиллинговского дает панораму руинированного, но вместе с тем исполненного торжественности и величия города на Неве. Выпущенный небольшим, коллекционным, тиражом, альбом сегодня является библиографической редкостью. На нашей выставке наряду с подлинными оттисками гравюр из этого альбома впервые демонстрируются эскизы пером и тушью, которые послужили фундаментом для работы над гравюрами.

В искусстве офорта Шиллинговский показал себя мастером самого широкого диапазона. Ему удавались композиции разного характера: и монументальные по задачам и формату панно (офорты «Бегство в Египет» и «Лот с дочерьми», 1914 — одни из самых грандиозных по размеру гравюр в истории), и миниатюрные, с ладошку, шедевры (циклы «Чуфут-Кале», 1924, и «Армения», 1926), детали которых можно рассматривать под лупой или микроскопом; портретные работы («Портрет Сталина», 1929) или пейзажи (цикл «Бессарабия», 1910-е), поражающие проработанностью и мастерством.

Цикл литографий, посвященных Армении (альбом «Новая Армения», 1928, и отдельные листы), вызвал массу откликов в печати 1920-х годов. Авторы рецензий (В. В. Воинов, И. А. Орбели) подчеркивали не только исторически важный контекст этих работ, но и их высокохудожественный уровень. Шиллинговский добивался светоносности оттиска, удивлял зрителей подробным перечислением архитектурных и бытовых реалий, социо-культурных и национальных особенностей.

Как книжный иллюстратор художник исполнил ряд заказов легендарного издательства Academia (1930-е), среди которых выделяется издание гомеровской «Одиссеи» (1935). По общепринятому мнению, это одна из самых интересных книжно-оформительских работ издательства. В процессе работы Шиллинговский исследовал огромное количество образцов античной материальной культуры. Сохранившиеся эскизы — кальки, наброски, варианты — наряду с оригинальными оттисками дают представление о грандиозности этой художественной задачи. Античный эпос благодаря Шиллинговскому заговорил обновленным языком, языком образов и символов ХХ века.

Выставка Галеев Галереи, впервые представляющая творчество художника в Москве, построена на основе собрания П. Е. Корнилова (1896–1981), известного ленинградского коллекционера, музейного работника, автора многих трудов по истории искусства ХХ века, ближайшего друга Павла Александровича. Корнилов был инициатором и автором целого ряда книг и статей о творчестве художника, организатором его первой персональной выставки (1924). После смерти Шиллинговского Корнилов унаследовал архив художника, который впоследствии распределял по центральным и периферийным музеям страны. Организаторы выставки благодарны наследникам Петра Евгеньевича за возможность экспонирования работ П. А. Шиллинговского.

К выставке по установившейся традиции подготовлен альбом-монография о художнике. В нем впервые воспроизведены работы, находящиеся не только в частных собраниях, но и в фондах государственных музеев: Государственного музея города Санкт-Петербурга, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национального музея искусств Молдовы.

Источник: пресс-релиз Галеев Галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121206_shillingovsky_galeev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121206_shillingovsky_galeev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе