«Петр Нилус. В поисках неуловимого» в Третьяковской галерее
Сегодня в ГТГ открывается выставка работ Петра Нилуса (1869–1943) из собрания Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. Представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, «марины», натюрморты, 2 автопортрета
ГТГ, 6 декабря 2012 — 10 марта 2013
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Петр Нилус. В поисках неуловимого», представляющая живописные и графические работы художника из собрания Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. Это 37-я выставка проекта «Золотая карта России».
Петр Александрович Нилус (1869–1943) — художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. П. А. Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на Родине.
Для показа в Третьяковской галерее из обширных фондов Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, хранящего древнеегипетские, античные памятники и произведения русского искусства XVIII–ХХ века, не случайно отобраны живописные и графические работы П. А. Нилуса. Для музея его творчество имеет особое значение. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И. А. Буниным, называвшим П. А. Нилуса «поэтом живописи» (И. А. Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений — «Одиночество»). В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода — более 70 произведений живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги — по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, была вывезена из Франции и в память о дружеских связях П. А. Нилуса и И. А. Бунина передана на родину писателя, в Воронежский художественный музей.
П. А. Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом — участником войны 1812 года. Родился П. А. Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К. К. Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени — Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П. А. Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И. Е. Репина. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».
Вернувшись в Одессу, П. А. Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников — независимого творческого объединения одесских художников. В то же время живописец не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года был экспонентом, а с 1899-го — членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П. А. Нилуса — «символико-романтический», или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П. А. Нилус называл «кринолинами».
Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П. А. Нилус покинул Россию. Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И. А. Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И. А. Бунина переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.
До конца 1920-х годов П. А. Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А. Воллара. Большой успех имела выставка П. А. Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной экспозицией. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.
П. А. Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П. А. Нилуса как важную задачу.
На выставке в Третьяковской галерее представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, «марины», натюрморты, 2 автопортрета. В серии «Дам в кринолинах» П. А. Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, «когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен».
Для Третьяковской галереи выставка П. А. Нилуса продолжает череду экспозиций, открывающих московской публике и специалистам забытых художников «русского зарубежья».
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121206_gtg_nilus.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121206_gtg_nilus.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.