Art Investment

Фарфор Бориса Воробьёва из Эрмитажа показывают в Новгороде

В Новгородском музее изобразительных искусств открылась выставка, посвященная творчеству ленинградского скульптора Бориса Яковлевича Воробьёва, столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году

В Новгородском музее изобразительных искусств (Новгородский музей-заповедник) открылась выставка «Борис Воробьёв. Фарфор, графика», посвященная творчеству ленинградского скульптора Бориса Яковлевича Воробьёва, столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. На выставке представлено около 150 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции ОАО «Императорский фарфоровый завод».

С 1936 года, одновременно с началом учебы в Академии художеств, Борис Воробьёв начал работать на Ленинградском фарфоровом заводе, связав с ним свою творческую судьбу на три с лишним десятилетия. Он создал множество моделей, пополнивших Золотой фонд завода; и до сих пор многие из них тиражируются и пользуются неизменным спросом у любителей фарфора. Вопреки сложившимся академическим традициям, художник сохранял верность жанру анималистики, раскрывая свои творческие возможности в самых разных материалах: фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, дереве, металле.

В каждую работу художник вкладывал глубокое понимание ценности и одновременно уязвимости мира природы, серьезно и вдумчиво подходя к своим моделям. Тематический диапазон анималистической пластики автора очень широк, но своеобразным лейтмотивом творчества Бориса Воробьёва можно считать образ белого медведя, к которому скульптор обращался неоднократно, достигнув наиболее чистого стилевого решения в классической группе из двух фигур: идущего и сидящего белого медведя.

Тигры и леопарды также были излюбленными персонажами пластики Воробьёва. Монументальный характер скульптур «Тигр лежащий» и «Пантера» («Ярость») демонстрируют полное владение художника материалом и формой, а также понимание характера натуры. «Пантера» отличается особой грацией и изяществом форм, заостренностью пластического рисунка. Созданная в конце 1960-х годов, она как бы подводит итог многолетней работе художника в фарфоре. В своих произведениях скульптор всегда стремился передать внутренний характер натуры так, как сам его чувствовал и понимал.

Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьева. Литературные образы, переведенные на язык фарфоровой пластики, — пластические этюды по произведениям И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, С. В. Михалкова, — стали для художника не менее важными, чем анималистические. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными художественными произведениями. Для каждой группы характерны свежесть пластического решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность.

Серия персонажей по произведениям Н. В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании — по свидетельству самого художника, за четыре месяца. Скульптуры имеют общее пластическое звучание — в фигурах примерно одинаковой высоты подчеркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н. В. Гоголя.

В пластическом цикле по рассказам А. П. Чехова, помимо персонажей, появляются сюжетные группы. «Чеховская» серия, оставаясь в рамках малоформатной, мелкой пластики, демонстрирует высокое композиционное и пластическое мастерство художника.

Завершающей в серии литературных циклов стала группа скульптур по произведениям М. Ю. Лермонтова. Здесь основным художественным качеством стал принцип условности пластической формы, подчеркнутый контрастным сочетанием черно-белых тонов и различных фактур материала. Использованные художественные средства позволили передать внутреннюю драматическую раздвоенность, психологический конфликт, присущий героям Лермонтова.

Помимо авторских фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, на выставке представлены тридцать графических работ Бориса Воробьёва. Особенное впечатление производят акварели, созданные художником в 1980-х годах, в период тяжелой болезни: работая по памяти, скульптор переводит на бумагу галерею анималистических образов-воспоминаний и фантазий.

В рамках выставки художники Императорского фарфорового завода предложили свою декоративную трактовку образа белого медведя, переведя тем самым классическую форму, созданную Борисом Воробьёвым, в новый нестандартный вид арт-объекта.

За анималистикой незаслуженно закрепился ярлык «несерьезного жанра». В пластике Бориса Воробьёва подкупает искренний и глубокий подход к изображению. Высоко оценивая своих персонажей, он стремился поставить мир «братьев наших меньших» в один ряд с миром человеческим или даже выше его. Цель своих творческих поисков Борис Яковлевич Воробьёв видел в том, «чтобы... фарфоровые звери показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее».

Куратор выставки — Анна Владимировна Иванова, заведующая Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120922_vorobyev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120922_vorobyev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».