Николай Фердинандов и Армандо Реверон в Третьяковской галерее
Сегодня в ГТГ открывается выставка двух неординарных художников – Николая Алексеевича Фердинандова (1886–1925), эмигранта из России, и его ученика и друга Армандо Реверона (1889–1954), знаменитого венесуэльского художника
Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с наследием русского зарубежья. Выставка открывает для российских зрителей двух неординарных художников – Николая Алексеевича Фердинандова (1886–1925), эмигранта из России, и его ученика и друга Армандо Реверона (1889–1954), знаменитого венесуэльского художника. Приверженец модернистских идей европейского искусства, Н.Фердинандов стал проводником новейших тенденций в среде венесуэльской творческой интеллигенции.
Творчество Н.Фердинандова, почти неизвестное на Родине, знают и изучают в Венесуэле, наследие мастера хранится в одном из главных национальных музеев страны – Галерее национального искусства Венесуэлы. Значение Н.Фердинандова для современного искусства Венесуэлы в том, что под его влиянием сформировались такие художники, как Армандо Реверон, Федерико Брандт, Рафаэль Монастериос, определившие национальное лицо венесуэльской современной живописи.
К началу XX века Венесуэла была преимущественно аграрной страной. Основными жанрами живописи были религиозная картина и портрет, а главными заказчиками выступали церковь и государство. В 1917 году в экономической жизни появилось новое действующее лицо – нефть, что способствовало резкому изменению социальной и культурной картины в стране. Венесуэла начала приобщаться к европейской культуре, самых успешных учеников Академии стали посылать в Европу, где они изучали историю европейского искусства, знакомились с современными направлениями живописи. В 1910-е годы в искусстве Венесуэлы существовало две тенденции: поиск национального пути в живописи, с одной стороны, и желание приобщиться к общемировым достижениям, с другой. Н.Фердинандов способствовал определенному слиянию этих двух тенденций. Венесуэльским художникам удалось сформировать контур национальной живописи, следуя при этом по пути новейших художественных течений, проводником которых для них стал Фердинандов, а впоследствии включиться в мировой культурный процесс уже как сформировавшаяся национальная школа.
Николай Алексеевич Фердинандов (1886–1925), талантливый живописец, ювелир, художественный проектировщик, изобретатель, покинул Россию в 1915 году. Несколько лет спустя, обосновавшись в Венесуэле, он быстро оказался в окружении творческой богемы, общался с "Обществом изящных искусств" – кружком молодых художников, писателей, критиков, которые были очарованы также его личными качествами и попали под магнетизм его философии и мировоззрения. Одним из членов "Общества" был одаренный Армандо Реверон, преданный ученик и верный друг. Появление Н.Фердинандова или Эль Русо, как его стали называть в Венесуэле, было ощутимо во многих областях искусства: он организовал ряд выставок молодежи; в сотрудничестве с Энрике Планчартом, художественным критиком и литератором, перевел на испанский язык произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева; устраивал музыкальные выступления как для каракасской интеллигенции, так и для ловцов жемчуга и моряков на побережье Карибского моря. В его мастерской художники видели многочисленные ноктюрны, написанные в духе символизма, смелые архитектурные проекты. В ряде панно Фердинандов создавал бесфабульные пейзажи, тяготеющие к абстракции. Значительная часть художественного наследия мастера, перевезенного родственниками во Францию, погибла во время Второй мировой войны. Уцелевшие работы купила Галерея национального искусства Венесуэлы.
Армандо Реверон попал под сильнейшее философское и мировоззренческое влияние Н.Фердинандова. Эль Русо убеждал Реверона в том, что искусство – это радикальный путь, следовать которому нужно в уединении. Он во многом повлиял на решение молодого художника отдалиться от обычной жизни и посвятить себя служению искусству. Следуя советам Учителя, как Реверон называл Фердинандова, он уединился в хижине в местечке Макуто, жил отшельником и всецело посвятил себя живописи. Реверон создал свой уникальный мир на безлюдном побережье Карибского моря: построил дом-мастерскую "Эль Кастильете", который заполнил артефактами, собранными на побережье, и собственноручно сшитыми "Муньекас" – куклами в человеческий рост, обустраивал их "быт". Этот дом стал местом первых в Латинской Америке инсталляций. А "выступления", которые Реверон устраивал для поклонников, считаются предвестниками перфомансов 1970-х годов. В живописи художник стремился передать особенности цвета и света креольского пейзажа, постепенно отдаляясь от предметной живописи и переходя к абстракции. А.Реверон является одним из ведущих латиноамериканских мастеров ХХ века, признанным на родине и за рубежом. Персональные выставки А.Реверона периодически проходят в Венесуэле, за рубежом: одна из последних состоялась в 2007 году в Музее Современного Искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
На выставке в Третьяковской галерее представлено 27 произведений живописи и графики двух художников.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120913_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120913_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.