Сатирическая графика времени Наполеоновских войн в Литературном музее
Выставка «От великого до смешного…» в Государственном Литературном музее представляет коллекцию сатирических гравюр 1812 — 1814 годов таких художников, как И. И. Теребенев, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов, С. Шифляр, Эльмс, Гилрей, Гейслер, Готье и др.
В Государственном Литературном Музее проходит выставка к 200-летию Отечественной войны 1812 года. «От великого до смешного один шаг» — эти слова часто повторял Наполеон во время своего бегства из России.
Выставку открывают парадные портреты главных действующих лиц той войны — императоров Александра I и Наполеона Бонапарта, русских полководцев М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, войскового атамана Донского казачьего войска М. И. Платова, поэта-партизана Д. В. Давыдова. Героика ратного подвига показана в знаменитых медалях скульптора Ф. Толстого, создавшего своеобразную пластическую поэму в духе античных образцов. В витринах — издания произведений русских писателей и поэтов, в которых запечатлён опыт художественного осмысления событий Отечественной войны 1812 года: от «Певца во стане русских воинов» В. А. Жуковского до «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
Основу выставки составляет коллекция сатирических гравюр 1812 — 1814 из собрания Государственного Литературного музея. В ней представлены как работы российских графиков И. И. Теребенева, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, С. Шифляра, А. Е. Мартынова и др., так и западноевропейских художников — Эльмса, Гилрея, Гейслера, Готье и др. Посетители увидят, как оценивали Наполеона и его действия мастера политической карикатуры России, Англии, Германии и Франции — каждый зал выставки со своим национальным акцентом.
В российских работах одной из главных тем является подвиг русского народа — «Дух неустрашимости русских», «Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы», «Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь» и др.
Листы с сюжетами, высмеивающими Наполеона и его армию, были популярны не только в России, но и заграницей, особенно в Англии.
Для немецких гравюр характерно обращение к теме пребывании Наполеона в изгнании на островах Эльба и Св. Елена. Он предстает как «Новый Робинзон» — единоличный повелитель пустынных островов, изгнанник, лишившийся своей империи.
Французские листы меняют свой характер в связи с историческими обстоятельствами: от сатирических изображений Александра I и его союзников до шаржей на своего бывшего кумира.
Целая серия работ посвящена пребыванию союзных войск в Париже.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120908_litmus.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120908_litmus.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.