«Варвара Бубнова. Палитра жизни»
В Петропавловской крепости проходит выставка Варвары Бубновой, на которой представлены акварели, рисунки, литографии японского и абхазского периодов. Эта коллекция чудом сохранилась в нескольких переездах и войнах, часть произведений считалась утерянной
В Петропавловской крепости проходит персональная выставка художника, педагога и искусствоведа Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983), работавшей в России, Японии, Абхазии. В экспозиции представлены акварели, рисунки, литографии японского и абхазского периодов. Эта коллекция чудом сохранилась в нескольких переездах и войнах, часть произведений ранее считалась утерянной.
Имя Бубновой хорошо известно знатокам живописи ХХ века. Она была художником, педагогом и человеком огромного внутреннего масштаба. Прожила поистине удивительную жизнь, можно сказать, даже не одну, а целых три. Исследователи выделяют три основных периода в творчестве Бубновой: «авангардистскую юность» (1912–1922), «японскую зрелость» (1922–1958) и «сухумскую мудрость» (1958–1979).
Варвара Дмитриевна Бубнова родилась в Петербурге в 1886 году. С 1907 по 1914 год училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Ф. А. Рубо и Н. Н. Дубовского, с 1913 по 1915 год — в Археологическом институте.
В 1913 году Бубнова вступила в Союз молодежи. Вместе с К. С. Малевичем, В. Е. Татлиным, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой принимала участие в авангардных художественных выставках. Бубнова перевела на русский язык знаменитый «Манифест футуризма» Ф. Т. Маринетти. Одновременно изучала искусство народов разных стран. Вместе с мужем, художником и искусствоведом Вальдемаром Матвейсом (В. И. Матвей, 1878–1914) совершила путешествие по Европе, где познакомилась с этнографическими музейными коллекциями.
После переезда в 1917 году в Москву работала в Институте художественной культуры (ИНХУК) вместе с В. В. Кандинским, А. М. Родченко и в Государственном историческом музее в отделе рукописей и книг старой печати.
В 1922 году Бубнова уехала вместе с матерью из советской России в Японию, где жила после замужества ее сестра — А. Д. Бубнова-Оно. Художница училась в Токийском художественно-прикладном училище, где изучала технику литографии. Преподавала русскую литературу в Университете Васэда и Институте иностранных языков в Токио, в Университете Хоккайдо.
В Японии Бубнова серьезно и увлеченно занималась литографией и стала самым знаменитым литографом страны. Здесь вышло в свет несколько изданий произведений русских классиков (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого), переведенных на японский язык и проиллюстрированных Бубновой. За вклад в развитие культурных связей между Японией и СССР она была награждена орденом Драгоценной короны IV степени (1982) — высшей наградой, присуждаемой иностранцам.
Вернулась на родину Бубнова в 1958 году. Летом этого же года поселилась в Сухуми, в Абхазии, у старшей сестры М. Д. Бубновой, где жила до возвращения в Ленинград в 1979 году. В это время у нее впервые появились ученики-живописцы; результатом ее педагогической деятельности стало появление целой плеяды современных художников «Сухумской школы».
При жизни художницы в Советском Союзе состоялось 20 персональных выставок ее работ. В 1959 году она стала членом Союза художников СССР, в 1966 году была удостоена звания Заслуженного художника Грузии.
Последние годы жизни Бубнова провела в Ленинграде, где и скончалась в 1983 году. Похоронена в Сухуми.
Произведения Бубновой хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Национальной картинной галерее республики Абхазия, Библиотеке Конгресса (США) и др.
На выставке в Петропавловской крепости представлено более 30 работ Бубновой из собрания К. И. Барашкова (коллекция хранится в галерее «Шазина» на условиях доверительного управления). Это пейзажи, портреты, автопортреты, сцены из повседневной жизни. Здесь можно увидеть черно-белые литографии и линогравюры японского периода. Самая ранняя работа из представленных на выставке — цветная линогравюра «Маска» (1922): в ней чувствуется энергетика русского авангарда, в русле которого развивалось раннее творчество Бубновой. Более поздние работы — живописные и графические пейзажи Японии — приобрели лаконичное, камерное, сдержанное звучание.
В работах, созданных в Абхазии в 1950–70-х годах, вновь появилась свойственная раннему творчеству художника живописная свобода, в них активно используются открытые цвета и их контрастные сочетания. На выставке представлена целая галерея ярких, запоминающихся образов современников и наполненные светом и цветом черноморские пейзажи этого периода.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120823_bubnova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120823_bubnova.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.