Михаил Карасик: «Посвящается Блуму»
Сегодня в Музее В. В. Набокова в Санкт-Петербурге открывается выставка художника Михаила Карасика — одного из наиболее активных представителей направления книги художника в России
Музей В. В. Набокова, 13 августа — 3 сентября 2012
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47
Сегодня в Музее В. В. Набокова открывается выставка художника Михаила Карасика «Посвящается Блуму». Выставка организована совместно с коллекционером Тимофеем Марковым (в чьей коллекции находятся представленные работы).
«Посвящается Блуму» — это выставка трех произведений: трех альбомов (представлены оригиналы и отпечатанные автором развороты), условно объединенных эротической темой. В экспозицию войдут: «Арабский эрос» (1998), «Посвящается Блуму. Акты» (2003) и «Серебряный век. Русские типы» (2004). Леопольд Блум — герой романа «Улисс» Джеймса Джойса, произведения, в значительной степени повлиявшего на всю литературу ХХ века.
Книга художника — это совершенно самостоятельное творческое направление, которое, с одной стороны, не является непосредственно книжной графикой (иллюстрацией), с другой же, неотрывно связано с литературой, с самим фактом ее существования. Для художника в данном случае книга представляется не как часть глобального литературного и культурного текста, а как отдельный объект культуры, она становится формой творческой реализации, своего рода инструментом. Этот инструмент предполагает обращение к различным видам искусства: художественным (визуальным), концептуальным и литературным. Книга художника чаще всего являет собой уникальный творческий продукт: исключительно малотиражный (или существующий в единственном экземпляре), выдуманный, «рукопечатный», высмотренный — «самодельный» (в хорошем смысле слова).
В формальной системе выбора «тем» в любом искусстве художнику-творцу невозможно обойти эротическую тему, тему красоты и любви. Результат обращения к этой теме, однако, не всегда ясен, доступен и «хорош» для зрителя-созерцателя… Михаилу Карасику, безусловно, удалось создать убедительный художественный пример, имеющий очевидные коннотации с близким ему русским искусством первой трети ХХ века, которое исторически отличалось вынужденной асексуальностью. С другой стороны, его работы содержат не менее убедительный и «адресный» текст, который также имеет коннотации с классической русской и европейской литературой конца ХIХ — начала ХХ века, эротический градус которой, в свою очередь, был исключительно высок. Попытка реконструкции историко-культурного пространства, невзирая на противоречия, оказалась удачной и в должной мере серьезной и полной.
Карасик увязывает визуальный ряд с текстом, создавая единое культурное пространство, которое, в свою очередь, вызывает обращение к памяти (часто исторической) и направляет воображение читателя/зрителя к той цели, которая, собственно, и является авторским замыслом. Здесь начинают работать несколько другие механизмы восприятия, когда сам творческий продукт — «книга»: техника и материал ее исполнения, форма, вес и прочие внешние признаки буквально работают на ее литературное, художественное и — шире — культурное содержание.
По-видимому, впервые к эротической теме Карасик обратился в цикле работ (книга и альбом) «Песня песней царя Соломона» (1990), который, к сожалению, в эту экспозицию не вошел. Тем не менее «Арабский эрос» стилистически близок «Песне песней» и является примером более ранних исканий автора. Два последних альбома являются уже вполне узнаваемыми и характерными работами художника, где ярко проявлен его интерес к фотомонтажу, в то время как раньше автор работал в более традиционных, в широком смысле графических техниках.
Источник: nabokovmuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120813_karasik.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120813_karasik.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.