Art Investment

Возвращение «Святого Луки» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

В Отделе личных коллекций сегодня открывается выставка западноевропейской живописи VI — XVIII веков из девяти музеев Украины

Сегодня в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина открывается выставка «Возвращение “Святого Луки”. Западноевропейская живопись VI — XVIII веков из девяти музеев Украины

ГМИИ имени А. С. Пушкина продолжает цикл выставок «Под сенью дружных муз…», в рамках которого представляет значительные художественные собрания стран ближнего зарубежья. В Музее уже были показаны произведения западноевропейского искусства XVI — XX веков из Музея зарубежного искусства города Риги, а также шедевры армянской и русской живописи XVIII — XX веков из музеев Армении. Новый проект Музея познакомит зрителя с западноевропейской частью музейных коллекций Украины. Благодаря инициативе ГМИИ им. А. С. Пушкина впервые в одном выставочном пространстве будет представлено 100 произведений западноевропейских мастеров VI — XVIII веков, выполненных в разных жанрах и стилях, из девяти музеев Украины.

В заглавие выставки не случайно вынесено название художественного фильма «Возвращение «Святого Луки», популярного в 1970–80-е годы у миллионов советских зрителей. Основой для киноленты, ставшей классикой детективного жанра, послужила драматичная история 1960-х годов, связанная с холстом «Евангелист Лука» Франса Хальса. Легендарные картины этого выдающегося голландского мастера XVII века, изображающие евангелистов Луку и Матфея, из собрания Одесского музея уже дважды экспонировались в ГМИИ имени А. С. Пушкина, и сегодня гости Музея вновь встретятся с ними.

История происхождения экспонируемых на выставке сокровищ во многом типична для региональных коллекций, формировавшихся в Российской Империи на протяжении XVIII — первой трети XX века. Для Украины, в частности, характерна, с одной стороны, ориентированность знати на вкусы Петербурга и Москвы, в левобережных губерниях — близость к Вене, во Львове — к Варшаве; с другой стороны, на рубеже XIX и XX веков были сформированы крупные коллекции, принадлежавшие представителям русскоязычной интеллигенции и национальной буржуазии в Киеве, Одессе и Харькове. Такого рода собрания стали основой коллекций украинских художественных музеев, которые за годы существования СССР также активно пополнялись памятниками из центральных музейных хранилищ Москвы и Ленинграда. В итоге сложилась достаточно обширная сеть музеев Украины. Практически в каждом из них имеются разные по качественному уровню и количественному составу коллекции, которые включают отдельные интересные, а в ряде случаев и выдающиеся произведения старых западноевропейских мастеров, достойные экспозиций крупнейших музеев мира. Но только собранные воедино в рамках настоящего выставочного проекта они обрели статус экспозиции, полной как эстетически, так и с точки зрения представительства ведущих западноевропейских школ живописи и основных этапов их развития.

Хронологически выставку открывают две чрезвычайно редкие византийские иконы VI века, тесно связанные с традициями раннехристианского искусства из собрания Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киев).

Особого внимания заслуживают произведения мастеров раннего итальянского Возрождения, среди которых центральное место занимают работы Паоло да Венециано, Якопо дель Селлайо, Джентиле Беллини, принадлежащие также Киевскому музею. Западноевропейское искусство XVI века представлено работами Марко Базаити и Софонисбы Ангишолы из собрания Львовского музея, Париса Бордоне (Житомир) и Джироламо Маккьетти (Киев). Особенную ценность и интерес для зрителя имеют произведения итальянских и нидерландских караваджистов — последователей великого реформатора европейской живописи Микеланджело да Караваджо — Бартоломео Манфреди (Харьков и Львов), Томмазо Салини (Севастополь), Хендрика Тербрюггена (Чернигов), Геррита ван Хонтхорста и Маттиаса Стома (Житомир). Среди других картин итальянских мастеров следует выделить работы Бернардо Строцци (Одесса), Луки Джордано и Джованни Паоло Панини (Житомир), Алессандро Маньяско и Джованни Баттиста Тьеполо (Киев), Якопо Амигони (Донецк).

К бесспорным шедеврам, представленным на выставке, относится натюрморт испанского живописца Хуана де Сурбарана (Киев), являющийся своеобразным эталоном в творчестве этого замечательного мастера из Севильи.

Среди произведений французской школы необходимо обратить особое внимание на работы таких художников, как Мишель де Буйон, Жан-Батист Мартен, Элизабет Виже-Лебрен и Жан-Батист Реньо (Киев).

Среди работ немецкой и австрийской школы специального внимания заслуживают картины Вольфганга Кроделя Старшего и Франца Антона Маульберча (Львов), Генриха Готлиба Хойзера (Чернигов), Филиппа Фердинанда де Гамильтона, Яна Войтеха Ангермайера и Иоганна Фридриха Тишбейна (Киев).

Основу экспозиции ранней нидерландской, фламандской и голландской школ составляют замечательные произведения таких мастеров, как Рубенс, Якоб Иорданс, Себастьян Вранкс, Мартин Пепейн, Денис ван Алслот, Гейсбрехт Лейтенс, так называемый Мастер Ханенковского «Поклонение волхвов», Керстиан де Кёйнинк, Леонарт Брамер, Николас Кнюпфер, Ян Веникс из собрания Киевского музея, а также Франс Хальс, Хендрик Моммерс, Питер Бул, Корнелис Лелиенберг из Одесского музея и Ян ван Скорел, Ян ван Гойен, Виллем Дейстер, Симон де Влигер, Фердинанд Бол из Харьковского музея. Кроме того, на выставке представлены оригинальные работы Гиллиса Мостарта, Жака де Баккера, Яна ван Кессела из Львовского музея, Карела Слаббарта из Житомирского музея, Клары Петерс из Полтавского музея и Николаса Элиаса Пикеноя, Франсуа Рейкхалса из коллекции Севастопольского музея.

Среди экспонатов выставки — полотна как известных мастеров: «Се Человек» Бернардо Строцци, «Святое семейство с Иоанном крестителем на пути в Египет» Париса Бордоне, «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена» Рубенса, «Амур и спящие нимфы» Йорданса, «Концерт» Тербрюггена, «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука» Франса Хальса, так и работы менее известных широкому зрителю художников, из наследия которых сохранилось всего по несколько картин. Это, например, «Пастушок, играющий с кошкой и мышкой» Томмазо Салини, «Дама в комнате после возвращения из церкви» Карела Слаббарта, «Натюрморт с битой птицей» («Охотничьи трофеи») Христиана Ван Хёйла.

Впервые 100 произведений западноевропейской живописи из девяти музеев Украины собраны в рамках одной выставки — экспозиция уникальна и для России, и для Украины. Многие работы показаны впервые, так как в музеях они хранились в запасниках; целому ряду картин в процессе подготовки выставки было возвращено утерянное за века авторство. Благодаря эффективному взаимодействию и профессионализму специалистов двух стран удалось подготовить выставку, которая отражает современный, принципиально новый и плодотворный этап сотрудничества музейщиков Украины и России.

Выставку сопровождает подробный научный каталог, составленный объединенными трудами специалистов ГМИИ им. А. С. Пушкина В. Э. Марковой и В. А. Садкова и сотрудников музеев Украины.

В выставке принимают участие: Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киев); Львовская национальная галерея искусств; Одесский музей западного и восточного искусства; Полтавский художественный музей (галерея искусств) им. Николая Ярошенко; Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого; Донецкий областной художественный музей; Житомирский областной художественный музей; Харьковский областной художественный музей; Черниговский областной художественный музей.

Источник: arts-museum.ru, mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120716_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120716_gmii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».