Сантьяго Калатрава. В поисках движения
В Зимнем дворце открыта выставка, экспозиция которой насчитывает около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков испанского архитектора Сантьяго Калатравы
Государственный Эрмитаж, 27 июня — 30 сентября 2012
Санкт-Петербург, Зимний дворец, Николаевский зал (191)
В Зимнем дворце открыта выставка «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», организованная Государственным Эрмитажем совместно со Студией Сантьяго Калатравы, Испания, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Испании в Москве.
Экспозиция, насчитывающая около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков, проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и представлению в Эрмитаже работ современных художников.
Сантьяго Калатрава Вальс — один из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности. За тридцать лет архитектурной практики он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру — музеев, стадионов, вокзалов; был удостоен нескольких десятков наград и премий.
В 1974 году Калатрава окончил архитектурный факультет Политехнического университета в своем родном городе, Валенсии, в 1979 — Швейцарский Технический Университет, где сначала получил диплом гражданского инженера, а позже — степень доктора технических наук. В 1981 году основал частную архитектурную практику в Цюрихе.
В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные «лепестки» на крыше Музея Завтрав Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем. Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США. Движение — элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства, как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они «пойманы» взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб «Чикаго Спайер».
Пространства Калатравы — как видения из фантастического будущего. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием и опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.
По словам М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «В Санкт-Петербурге, городе мостов, трудно представить лучшее начало циклу архитектурных выставок проекта “Эрмитаж 20/21”. Я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку в Государственном Эрмитаже как мост из архитектуры Петербурга девятнадцатого столетия в двадцать первый век».
В собрании музея находится замечательная коллекция архитектурной графики, созданной зарубежными художниками XVII — XIX столетий. Монографическая выставка Сантьяго Калатравы, развернутая в самом большом парадном зале Зимнего дворца, прекрасно дополняет это собрание.
Кураторы выставки — Ксения Александровна Малич, младший научный сотрудник Сектора Современного искусства Государственного Эрмитажа, и Кристина Каррильо де Алборнос, Испания.
К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2012), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей — К. А. Малич, А. К. Лепорк. младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и К. К. де Алборнос.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120714_calatrava.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120714_calatrava.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.









