Art Investment

Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…

Завтра в ГТГ открывается очередная выставка программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». В экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII — начала XX века

В ГТГ открывается выставка «Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…» — очередная экспозиция программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Термин «основы» как нельзя более точно определяет роль материалов в создании художественного образа. Основа является неким камертоном, настраивающим художника на определенную манеру рисования. Выбор основы во многом определяет характер нанесения штрихов или красочных мазков — их темп, ритм, силу, плотность… На выставке, завершающей цикл «Материалы и техники русской графики», представлен широкий спектр графических основ: пергамент, кость, картон, различные виды ткани, стекло, дерево. В экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII — начала XX века.

История и свойства материалов, их роль в создании художественного образа мало известны широкому зрителю и обычно остаются вне пристального внимания специалистов. Задача выставки — познакомить посетителей с многообразием используемых в качестве графических основ материалов, показать лучшие и наиболее характерные образцы из коллекции Третьяковской галереи.

Как правило, под графическим произведением подразумеваются работы на бумаге. Особенностям производства бумаги посвящен первый зал выставки, где можно познакомиться с историей и техникой изготовления водяных знаков и увидеть редкие образцы филиграни — бумаги с водяными знаками.

Используемая в произведениях графики бумага чрезвычайно разнообразна по своей фактуре, текстуре, цвету. Так, гладкая или рельефная поверхность бумаги порождала совершенно различные приемы и способы работы акварелью. Гладкий «бристольский картон» как нельзя более соответствовал эстетическим задачам акварельного портрета начала XIX века, ведущего свою родословную от миниатюр, исполненных на полированных костяных пластинах. Мельчайшие мазки акварели, с ювелирной тщательностью моделирующие форму, завораживают в работах К. Брюллова и П. Соколова. Напротив, обращаясь к крупнозернистой бумаге типа «торшон», художник вступает в увлекательное состязание со «своевольной» поверхностью листа, диктующей широкую, стремительную манеру письма. Эта бумага была популярна в России на рубеже XIX — ХХ веков и представлена на выставке работами И. Левитана, Л. Бакста, М. Врубеля, К. Сомова.

Особых шероховатых поверхностей требует рисование пастелью. Самым ранним видом основы для пастелей был пергамент. Различные манеры работы пастелью на пергаменте демонстрируют на выставке произведения К. Барду, И.Касселя, А. Венецианова. Для работы пастелью также использовались рыхлые, хорошо удерживающие частицы краски картоны, часто встречающиеся у Н. Рериха, Ф. Малявина, Б. Кустодиева, и специальная наждачная бумага.

Интерес к цвету бумаги художники проявляли во все эпохи. Мастерское владение рисунком на цветной бумаге демонстрируют листы из цикла «Библейские эскизы» А. Иванова, знаменитые натюрморты Ф. Толстого. Виртуозные карандашные портреты В. Тропинина, жанровые сценки А. Венецианова выполнены на голубой бумаге, придающей этим произведениям особую изысканность и поэтичность. Если в XIX веке используется в основном бумага пастельных оттенков, то начало ХХ века рождает интерес к интенсивным по цвету основам. В обиход художников включается самая разная бумага — так, М. Ларионов создает целые серии композиций, используя грубые обёрточные и тонкие глянцевые упаковочные сорта бумаги.

Бумага отличается также по степени и характеру «подготовки». Натурные наброски и этюды драпировок, исполненные А. Ивановым на тонированной бумаге, поражают чувством красоты материала. Грунтованные виды бумаги представлены хронологически самыми ранними на выставке портретами, приписываемыми С. Муковнину, академическими композициями А. И. Иванова, тщательно проработанными «живописными» пейзажами А. Мартынова.

Украшением выставки являются работы в редкой технике папье-пелле, исполненные на специальной фабричного изготовления бумаге, предназначенной, как следует из ее названия, для «проскребания». Коллекция Третьяковской галереи позволяет проследить в историческом развитии недолгий путь существования этой, первоначально «дилетантской», техники, достигшей совершенства под пером профессионалов — А. Саврасова, И. Шишкина, И. Айвазовского.

Выставку завершает феерический калейдоскоп редких «основ», среди которых миниатюры в технике эгломизе (живописи на стекле), тончайшие силуэты из черной бумаги Ф. Толстого и Е. Кругликовой, акварели М. Врубеля и офорты И. Шишкина на шелке, красочные фантазии Н. Милиоти на дереве, композиции В. Кандинского на стекле. В коллажах представителей авангарда — А. Экстер, Н. Гончаровой, А. Лентулова — бумага из основы превращается в технику исполнения. Этот парадоксальный финал выставки — своеобразная дань уважения бумаге и ее роли в создании художественного образа.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120529_gtg_osnovy_grafiki.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120529_gtg_osnovy_grafiki.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».