«Форпост русской фотографии»
Сегодня в Галерее классической фотографии открывается выставка, на которой представлено более 300 работ фотографов В. Сокорнова, В. Улитина, А. Хлебникова, Г. Сошальского, Ю. Роста, И. Пальмина, Г. Колосова и других
Галерея классической фотографии, 20 апреля — 20 мая 2012
Москва, Саввинская набережная, 23, корп. 1
Музей Органической Культуры совместно с Галереей классической фотографии сегодня открывает выставку «Форпост русской фотографии».
«На кону, в игре, en jeu — место реальности, вопрос ее степени. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что фотография возникла в качестве технологического посредника в индустриальную эру, когда реальность начала исчезать… <…> Реальность сумела мутировать в образ» (Жан Бодрийяр).
Эта замена реальности образом — одна из важных особенностей арт-фотографии, особенно в России, затем в Советском Союзе, а потом — снова в России. По сути, она сыграла злую шутку с развитием этого искусства в нашей стране: на протяжении почти 60 лет (с 1930-х по 1990-е) фотография с ее заменой реальности образом вообще не была признаваема как искусство. Как идеологический инструмент манипулирования? Да. Как констатация того, что в стране стало жить лучше, стало жить веселее? Безусловно. «Советский репортаж» был самым документальным, самым объективным. Но о творчестве речь здесь и не шла. Во главу угла ставилось «четкое представление социальной цели и “идеи” снимка». Фотография перешла в ранг политики. Точкой отсчета (причем обратного отсчета), после которой о художественной фотографии предпочитали не вспоминать, стала выставка «Мастера советской фотографии» в 1935 году. Там помпезно, правда, немного пожурив, премировали работы А. Гринберга — но вскоре он был осужден на пять лет. Посадили и Василия Улитина. Некоторые фотографы эмигрировали. Их имена были забыты на долгое время.
Конечно, это была общая ситуация, связанная с культурой и искусством в СССР. Партия и правительство активно интересовались этой сферой деятельности, и в фокус их цензурных интересов попадали музыка, живопись, и уж конечно, литература и театр. Но ни в одном из этих искусств не было настолько поставлено под сомнение право художника на творческую субъективную природу, на право мастера по-своему видеть и запечатлевать мир.
Несмотря на это, художественная фотография в СССР была, она развивалась не только в магистральном — разрешенном властями — русле. Пусть и оттесненная на периферию, не замечаемая теоретиками и критиками, преследуемая властями, художественная фотография жила по своим законам, отрабатывала свою программу развития, сохраняла свой генный код — и свое право преображать реальность в художественный образ.
Цель выставки в Галерее классической фотографии — показать историю развития русской фотографии, которая на первый взгляд выглядит дискретной, прерывистой, когда одно явление как будто не связано с другим, а история кажется оторванной от современной фотографии. Но это только на первый взгляд. Даже в самые тяжелые годы традиции художественной фотографии, что называется, из рук в руки сохранялись и передавались. Несмотря на то, что выставка 1935-го поставила, казалось бы, все точки над i, когда о тех самых «мастерах советской фотографии», которыми восторгались и в России, и на Западе, основательно забыли, в СССР в начале 1960-х стали появляться фотоклубы. Их было несколько десятков, если не сотен, в разных городах и республиках. В работе фотоклубов участвовали не профессионалы, а любители. И это позволило уйти от многих обязательных для профессионалов шаблонов советского фотографического соцреализма. Но в гораздо большей степени этому способствовали основатели клубов — например, А. Хлебников, Г. Сошальский, организовавшие самый популярный советский фотоклуб «Новатор». Туда же вошел и осужденный в 1930-х В. Улитин. Общаясь с такими мэтрами, молодежь на практике постигала практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка.
Не замер пульс жизни арт-фотографии и в тяжелые для страны 1990-е, когда с компенсированными за годы опущенного железного занавеса объемом и мощью в страну хлынули ценности Запада, оказавшиеся не всегда ценными.
Увидеть биение этого пульса — мощного в конце XIX — начале XX века, почти замершего в середине прошлого столетия и учащенно-прерывистого в конце 1990-х и в наше время — увидеть и проследить генный код русской фотографии, показать работы тех, кто всегда был на переднем крае русской художественной фотографии, — в этом и состоит задача выставки «Форпост русской фотографии».
На выставке представлены более 300 работ фотографов: В. Сокорнова, В. Улитина, А. Хлебникова, Г. Сошальского, Ю. Роста, И. Пальмина, Г. Колосова, Г. Лукьяновой, А. Китаева, Л. Таболиной, С. Чабуткина, А. Слюсарева, Э. Ниязова, А. Викторова, В. Буйвид, М. Голосовского, А. Чежина, В. Самарина, А. Васильева, А. Фурсова, М. Дашевского, А. Войтенко, И. Стин и А. Фирсова, C. Леонтьева. К открытию выставки выпущены два фотоальбома — «Форпост» и «Форпост-2», в которых представлены работы участников выставки.
Источник: classic-gallery.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120420_classic_gallery_forpost.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120420_classic_gallery_forpost.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.