«Рукопись»: графика русских художников в залах РАХ
Выставка знакомит с графическими произведениями Ореста Верейского, Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Таира Салахова и многих других
Всем, что существует во Вселенной, реально или в воображении,
обладает и художник — сначала в уме своем, затем в руках.
И руки эти столь искусны, что в нужный момент творят гармонию пропорций, которую взгляд принимает, как саму реальность.
Леонардо да Винчи
В Галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка графики «Рукопись», которая служит приглашением заглянуть в творческую лабораторию различных российских художников второй половины ХХ века и начала ХХI столетия, сопоставить их творческий почерк. Все экспонаты объединяет тот факт, что созданы они на бумаге и зачастую являются эскизами, кроки, беглыми зарисовками. Тем не менее, даже не претендуя на «сделанность» завершенного произведения, любая из этих композиций обладает высокой художественной ценностью, служа документом, который зафиксировал развитие творческой мысли каждого из авторов.
Выставочный проект «Рукопись» в общем творческом пространстве, насыщенном энергией свободы и импровизации, собрал рисунки совершенно разных, несхожих друг с другом авторов. Это признанные классики — как ушедшие в историю, так и ныне живущие: Орест Верейский, Илья Кабаков, Дмитрий Лион, Николай Пономарёв, Таир Салахов. Это мастера, с чьим именем связана история развития современного искусства в России, — Никита Алексеев, Александр Бурганов, Д. А. Пригов, Зураб Церетели. Это известные в Москве и России в целом, а нередко и за рубежом художники разных поколений и всевозможных направлений: скульпторы Алексей Григорьев и Валерий Евдокимов, графики Лев Шепелев и Александр Ястребенецкий, известный прикладник Любовь Савельева, «актуал» Ростан Тавасиев. Листы из альбомов и путевые зарисовки, портреты, ландшафты и интерьеры мастерских, эскизы скульптурных композиций и инсталляций, а также фантазийные рисунки, существующие на стыке различных жанров и видов искусств, включая литературное творчество, — все они в одно и то же время служат свидетельством маэстрии своих авторов и их глубоких, порой с философским подтекстом, размышлений о сути бытия.
Экспозиция, вобравшая в себя фрагменты проекта «Рукопись», отражает характер искусства конца ХХ — начала ХХI века, зачастую разнородного и противоречивого. В двух залах выставки реализм и неоклассика вступают в диалог с притчевой иносказательностью концептуального мышления. В «линии жизни» художников возникают удивительные точки пересечения и пути расхождения. Важен еще один нюанс выставки — «технический»: все рисунки, собранные в единый проект, создавались при помощи простейших письменных принадлежностей — шариковых или перьевых ручек, карандашей, фломастеров, маркеров. Словом, всего того, что оказалось у автора «под рукой» и позволило стремительно зафиксировать на бумаге идею, пришедшую в момент вдохновения.
Каждая из работ, пусть фрагментарно, в считаных набросках, выводит зрителя на творческий «полигон» участников проекта. Эмоциональная экспрессия и дерзкая игра линий Зураба Церетели, благородная стать виртуозного рисунка Таира Салахова, эстетски концептуальная линия у Дмитрия Пригова и иронично-интеллектуальная у Ильи Кабакова — в любом экспонате просвечивает яркая и неповторимая индивидуальность. Выставка объединяет произведения академической школы и авангардные эксперименты, желание уловить ускользающую красоту мгновения и критический взгляд на реалии жизни.
В состав экспозиции включено более 100 работ, в большинстве своем исполненных в последнее десятилетие, из коллекций Российской академии художеств, Московского музея современного искусства, а также из личных собраний авторов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120416_rah_grafika.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120416_rah_grafika.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.