«Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи»
Сегодня в Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка скульптуры, посвященная идеализированным понятиям советской эпохи 1930–50-х годов
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка скульптуры «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи».
Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с малоизвестными произведениями из фондов Галереи. Камерная выставка, на которой представлено около 20 скульптур, посвящена идеализированным понятиям советской эпохи 1930–50-х годов. Более половины этих произведений представлены широкому зрителю впервые. Скульптура наглядно отражает черты официального художественного вкуса сталинской эпохи. Работы И. Г. Фрих-Хара (1893–1978), Г. И. Мотовилова (1884–1963), М. Г. Манизера (1891–1966) дают яркий образ таких советских мифологем, как радость труда и счастье жизни.
Большинство произведений на выставке относится к 1930-м годам и отражает формирование «пантеона» новых героев и классической советской иконографии сталинского периода. «Металлург» Г. И. Мотовилова (1936, бронза) стал «новой классикой» советской скульптуры, закрепив связь современности с героикой классической античности. Эта работа экспонировалась на Всемирной выставке 1937 года в Париже внутри павильона, который был увенчан скульптурой В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Не случайно Г. И. Мотовилов спустя некоторое время возглавил скульптурную мастерскую Волго-Донского канала, украшение которого относилось к области идеологической, а не функциональной.
Смысловой центр выставки — панно в технике майолики И. Г. Фрих-Хара ««Жить стало лучше, жить стало веселее (Праздник в азербайджанском колхозе)» (1939. 153 х 265). Знаковое произведение эпохи, оно в то же время выпадает из привычных представлений о советской скульптуре времени открытия первых станций метрополитена. И. Г. Фрих-Хара, не получившего специального художественного образования и более близкого примитиву, чем академической традиции, можно условно сравнить с Н. Пиросмани. В панно «Жить стало лучше, жить стало веселее» красочность и декоративизм, свойственные народной культуре, освежают типичный и «номенклатурный» сюжет колхозных праздников. Последний раз скульптура была показана на персональной выставке И. Г. Фрих-Хара более 20 лет назад. В ходе реставрации к выставке специалисты Галереи избавили панно от гипсовых наслоений и собрали заново.
Жанру портрета в советском искусстве всегда отводилась значительная роль. Бюсты работы С. Д. Лебедевой показывают истинных героев 1930-х годов — зачинателя массового движения новаторов производства А. Г. Стаханова и знаменитого летчика-испытателя В. П. Чкалова. Скульптура М. Д. Рындзюнской (1877–1946) «Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова» (1940. Гранит, высота 225) — пример иконографического типа «лучшие люди страны». Пристрастие к архаическому искусству Египта и Ассирии не ограничивало М. Д. Рындзюнскую в выборе современных сюжетов. Однако критики вменяли ей в вину условность и стилизацию в трактовке образа.
Выставка дополнена более поздними работами, которые показываются впервые: скульптуры З. В. Баженовой (1905–1987) «Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой» (1949. Майолика) и «Джамбул» (1949. Майолика), а также небольшое керамическое произведение известного скульптура И. М. Чайкова (1888–1979) «Пловчиха» (1959. Фарфор).
Выставка отвечает интересу современных зрителей к «советскому классицизму».
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120410_radost_truda.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120410_radost_truda.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.