Советский авангард показывают в Берлине
На этой неделе в Берлине открылась выставка «Строительство революции: советское искусство и архитектура 1915–1935», на которой демонстрируются работы Лисицкого, Поповой, Родченко, Татлина и других
На этой неделе в Берлине в музее Martin-Gropius-Bau открылась выставка «Строительство революции: советское искусство и архитектура 1915–1935». Выставка знакомит посетителей с таким малоизвестным на Западе культурным явлением, как советский авангард в архитектуре.
На выставке представлены избранные работы раннего авангарда — произведения Эль Лисицкого, Густава Клуциса, Любови Поповой, Александра Родченко и Владимира Татлина, увлеченных после 1915 года размышлениями о форме, пространстве и текстуре. После революции эти художники принимали активное участие в деятельности различных групп и организаций, созданных для претворения в жизнь новых идеалов, — например, Комиссии по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза («Живскульптарх»). В рамках этого общества архитекторы Николай Ладовский, Владимир Кринский и художник Александр Родченко создали свои первые проекты городской планировки и жилых массивов. В 1919 Татлин создал знаменитый эскиз памятника Третьему Интернационалу, который хоть и не был воплощен в материале, но имел огромное значение для последующего формирования конструктивистского направления в архитектуре. Картины, рисунки и винтажные фотографии на выставку предоставили Музей современного искусства в Фессалониках (Коллекция Костаки) и московский Музей архитектуры имени Щусева.
В экспозиции рядом представлены винтажные снимки периода возведения этих новых зданий, символизировавших приход новой эры, и фотопортреты этих построек в эпоху 1990-х и позже. Известный британский архитектурный фотограф Ричард Пейр (Richard Pare) заново открыл эти потерянные шедевры авангарда в ходе ряда поездок в Москву, Санкт-Петербург, бывшие советские республики, начиная с 1993. Его фотографии улавливают красоту зданий и изобретательность их создателей, но в то же время показывают, что время их не пощадило.
В этой архитектуре новыми были не только выразительные средства, но и цели, которым она служила. Советское государство строило новые типы зданий — рабочие клубы, дома профсоюзов, коммунальные квартиры, санатории, универсамы, клубы и прочие общественные здания, а также электростанции и заводы для модернизации страны.
Одной из первых построек после революции была телевизионная башня на Шаболовке архитектора Владимира Шухова. Построенная в 1919–1922 годах, эта 150-метровая башня для своего времени оказалась самой высокой телевизионной вышкой в мире. На выставке в Берлине демонстрируются считающиеся классикой авангардистской фотографии знаменитые снимки башни, сделанные Александром Родченко.
Достижения русских инженеров, в частности Шухова, повлияли на развитие архитектуры чистых геометрических форм, завязанной на функциональности. В течение 1920-х рождаются направления рационализма и конструктивизма. В 1923 приверженцы первого направления основывают Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) во главе с Ладовским. Среди конструктивистов на первых ролях были Александр Веснин и Моисей Гинзбург. В 1925 архитекторы-конструктивисты создали Общество современных архитекторов (ОСА). Были и уникумы, архитекторы-одиночки вроде Константина Мельникова.
Одно из интереснейших зданий эпохи конструктивизма в Москве, фотографии которого представлены на выставке, — здание Наркомфина в Москве, построенное по проекту Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В коммунальном доме были устроены двухэтажные квартиры, общая столовая, спортзал, судомойня.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120407_avangard_berlin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120407_avangard_berlin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.