- Чолария И.М. "Дама и ветер"
- Чолария И.М.
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Шедевр Тициана из Эрмитажа привезли в Национальную галерею в Лондоне
ARTinvestment.RU 04 апреля 2012
Впервые с момента покупки Екатериной II картину Тициана «Бегство в Египет» вывезли за пределы России — на выставку в лондонскую Национальную галерею
3 апреля 2012 года в Лондонской Национальной галерее открылась выставка «Первый шедевр Тициана», на которой впервые после реставрации экспонируется эрмитажное полотно «Бегство в Египет». Это первое путешествие картины за пределы России с момента ее покупки Екатериной II.
Реставрация картины началась в 1999 году и заняла более 12 лет. Два года назад ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа И. С. Артемьева сообщила о результатах реставрационных работ своему коллеге, специалисту по Венецианской живописи того периода, а заодно и директору Национальной галереи Николасу Пенни. Его настолько удивили полученные в ходе реставрации данные, что он тут же попросил привезти картину на выставку в Англию.
Картина Тициана демонстрируется наряду с 20 работами его современников —Беллини, Джорджоне, Альбрехта Дюрера, Себастьяно дель Пьомбо — из собраний Национальной галереи, Эрмитажа и британских институций. Эти работы были теми источниками вдохновения, которыми питался молодой Тициан во время работы над «Бегством в Египет».
После Национальной галереи эрмитажный шедевр Тициана отправится на выставку в Галерею Академии в Венеции. По окончании проекта работа вернется в Петербург и вряд ли в обозримом будущем повторит подобный вояж.
Государственный Эрмитаж по материалам И. С. Артемьевой, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства ГЭ:
Полотно — одно из наиболее точно документированных произведений венецианского Ренессанса, чья теперь уже почти пятисотлетняя история может быть прослежена с самого момента его создания. «Бегство в Египет» видел Джорджо Вазари, о нем писал другой биограф Тициана — Карло Ридольфи.
В Россию картина попала вместе с коллекцией первого министра Августа III Саксонского и одного из крупнейших собирателей и меценатов XVIII века графа Генриха Брюля, у наследников которого в 1768 году ее приобрела Екатерина Великая. В 1769 году Якоб Штелин уже вносит в свои «Записки» «Перечень важнейших картин в галерее, устроенной Ее Величеством императрицей Екатериной II в новом Зимнем дворце в Петербурге». Позже полотно передают сначала в Таврический дворец, а затем в связи с началом в нем в 1843 году ремонтных работ оно вместе с другими картинами переезжает в Гатчинский дворец, в картинной галерее которого остается до 1924 года.
«Бегство в Египет» ничем не напоминает ни зрелую, ни тем более позднюю манеру мастера. В свое время даже выдвигалось предположение о том, что автором этого произведения являлся Парис Бордон (с такой атрибуцией картина была опубликована в обозрении «Старые годы» в 1915 году), но затем традиционную атрибуцию «Бегства в Египет» Тициану вернули. Однако и до сих пор картина продолжает оставаться наименее исследованным и до конца не понятым созданием художника.
Ответы на многие вопросы должна была дать реставрация и полное раскрытие картины от многовековых слоев чуждых прописок и реставрационных материалов. Естественно, к постановке подобной задачи подходили с понятной в данном случае осторожностью: необходимо было предварительно изучить имеющуюся информацию о предыдущих реставрациях и провести технические исследования, которые позволили бы оценить сохранность и состояние как основы, так и живописных слоев.
Первые данные о реставрации картины Тициана сообщает Якоб Штелин, они относятся к январю 1769 года — времени, когда коллекция Брюля оказалась в Зимнем дворце. Последующие перемещения картины в Таврический, а затем в Гатчинский дворец не сопровождались серьезными реставрационными вмешательствами. Только профилактические реставрационные меры были приняты после возвращения картины в Эрмитаж в 1924 году.
В ходе современной реставрации в инфракрасном свете обнаружились авторские переделки (поднятая нога ослика и очертания фигур некоторых животных имели двойной контур), но при этом не выявилось каких-либо существенных изменений композиции.
Самой поразительной и неожиданной оказалось рентгенограмма картины. Она показала, что первоначально автор наметил другую композицию, которая размещалась строго по центру картины и включала три фигуры, меньшие по масштабу по сравнению с персонажами «Бегства в Египет». Сюжет этой композиции можно определить как «Поклонение младенцу».
Видимое на рентгеновском снимке «Поклонение младенцу» изначально было рассчитано на тот же формат и размеры холста, что и «Бегство в Египет», и, возможно, художник предполагал совершенно иное соотношение фигуративной части и пейзажа, чем то, которое мы видим теперь.
Есть все основания считать «Бегство в Египет» первой крупной работой Тициана, созданной около 1507 года. Она написана художником, который только что — если верить Вазари — перешел из мастерской Джамбеллино к Джорджоне и, бесспорно, оказался под сильным влиянием его творческой личности. В первую очередь это сказалось в цветовом решении композиции, в самой идее помещения фигур в пейзажную среду, в трактовке пейзажа как пасторальной идиллии.
Вместе с тем интерпретация этих мотивов, трактовка сюжетов, как видимого, так и скрытого, свидетельствуют об исключительно сильной творческой индивидуальности Тициана. Перед нами — самый грандиозный пейзаж не только в венецианской, но и вообще в итальянской живописи начала XVI века. Уже в самом этом замысле проявляется безусловное новаторство молодого художника.
Первоначальная же идея представить на фоне пейзажной панорамы «Поклонение младенцу» во многом опиралась на трактовку этой темы у Джорджоне и композиционно была связана с некоторыми известными джорджоневскими версиями на тот же или близкий сюжет. Как бы то ни было, все это свидетельствует об активном поиске молодого художника: отталкиваясь от уже готовых композиционных схем, Тициан развивает идею пейзажного фона, неоднократно примененную Джорджоне в темах «Поклонения...». Причем этот поиск идет в разных направлениях: наряду с новаторскими приемами и решениями Джорджоне, в картине явно прослеживается влияние северных, нидерландских и немецких мастеров. Первоначальное соотношение фигур и пейзажа придает последнему характер, близкий панорамным ландшафтам: аналогичный тип пространственного решения можно видеть, например, в хранящемся в Эрмитаже «Отдыхе на пути в Египет», приписываемом Иоахиму Патиниру. Необычна для Венеции и иконография сцены «Поклонения младенцу»: святой Иосиф придерживает пеленку, на которой покоится Христос, — мотив, заимствованный Тицианом также у нидерландских мастеров.
Трудно сказать, кто или что побудило художника изменить сюжет на «Бегство в Египет» — тему, в тот момент практически не встречающуюся в венецианской живописи. Если в «Поклонении младенцу» художник экспериментирует, добавляет что-то новое, то в построении «Бегства в Египет» он проявляет себя традиционалистом, создавая композицию, восходящую к фреске Джотто на тот же сюжет в Cappella degli Scrovegni. Сместив фигуры в левую часть холста, Тициан придал им мерное неторопливое движение вдоль плоскости картины. Строгий лаконизм джоттовской композиции, дополненный насыщенными тонами масляной палитры, в сочетании с пестрым гербарием переднего плана и разработанным пейзажным фоном придали картине сходство не с фреской, а скорее с гобеленом.
После расчистки фигуры главных персонажей радикально изменились: совершенно иными стали тона одежд как по цвету, так и по светотеневой моделировке, которая приблизилась к таковой в других работах раннего периода. Найденное в этом варианте соотношение фигур с фоном сообщило им монументальность, а фризовое построение композиции придало «Бегству в Египет» несколько архаичный характер. Типаж ангела восходит как к ангелам Беллини, так и к так называемым «пажам» Джорджоне. Но особенно сильно мотивы Джорджоне звучат в пейзаже. В тщательной разработке растительного покрова на переднем плане сохраняется та почти ботанически-описательная точность, которая есть у Леонардо, у Дюрера, и иногда у Джорджоне (достаточно сопоставить с передним планом в «Юдифи»).
Примечательно, что, создав «Бегство в Египет», Тициан никогда более не вернулся к этому сюжету, да и вообще кажется, что следующим, кто обратился к нему в Венеции, стал, по прошествии тридцати с лишним лет, Якопо Бассано, кстати, избравший ту же, джотто-тициановскую композиционную схему.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120404_titian.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120404_titian.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Чолария И.М. "Дама и ветер"
- Чолария И.М.
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов