Шедевр Тициана из Эрмитажа привезли в Национальную галерею в Лондоне
ARTinvestment.RU   04 апреля 2012

Впервые с момента покупки Екатериной II картину Тициана «Бегство в Египет» вывезли за пределы России — на выставку в лондонскую Национальную галерею

3 апреля 2012 года в Лондонской Национальной галерее открылась выставка «Первый шедевр Тициана», на которой впервые после реставрации экспонируется эрмитажное полотно «Бегство в Египет». Это первое путешествие картины за пределы России с момента ее покупки Екатериной II.

Реставрация картины началась в 1999 году и заняла более 12 лет. Два года назад ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа И. С. Артемьева сообщила о результатах реставрационных работ своему коллеге, специалисту по Венецианской живописи того периода, а заодно и директору Национальной галереи Николасу Пенни. Его настолько удивили полученные в ходе реставрации данные, что он тут же попросил привезти картину на выставку в Англию.

Картина Тициана демонстрируется наряду с 20 работами его современников —Беллини, Джорджоне, Альбрехта Дюрера, Себастьяно дель Пьомбо — из собраний Национальной галереи, Эрмитажа и британских институций. Эти работы были теми источниками вдохновения, которыми питался молодой Тициан во время работы над «Бегством в Египет».

После Национальной галереи эрмитажный шедевр Тициана отправится на выставку в Галерею Академии в Венеции. По окончании проекта работа вернется в Петербург и вряд ли в обозримом будущем повторит подобный вояж.

Государственный Эрмитаж по материалам И. С. Артемьевой, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства ГЭ:

Полотно — одно из наиболее точно документированных произведений венецианского Ренессанса, чья теперь уже почти пятисотлетняя история может быть прослежена с самого момента его создания. «Бегство в Египет» видел Джорджо Вазари, о нем писал другой биограф Тициана — Карло Ридольфи.

В Россию картина попала вместе с коллекцией первого министра Августа III Саксонского и одного из крупнейших собирателей и меценатов XVIII века графа Генриха Брюля, у наследников которого в 1768 году ее приобрела Екатерина Великая. В 1769 году Якоб Штелин уже вносит в свои «Записки» «Перечень важнейших картин в галерее, устроенной Ее Величеством императрицей Екатериной II в новом Зимнем дворце в Петербурге». Позже полотно передают сначала в Таврический дворец, а затем в связи с началом в нем в 1843 году ремонтных работ оно вместе с другими картинами переезжает в Гатчинский дворец, в картинной галерее которого остается до 1924 года.

«Бегство в Египет» ничем не напоминает ни зрелую, ни тем более позднюю манеру мастера. В свое время даже выдвигалось предположение о том, что автором этого произведения являлся Парис Бордон (с такой атрибуцией картина была опубликована в обозрении «Старые годы» в 1915 году), но затем традиционную атрибуцию «Бегства в Египет» Тициану вернули. Однако и до сих пор картина продолжает оставаться наименее исследованным и до конца не понятым созданием художника.

Ответы на многие вопросы должна была дать реставрация и полное раскрытие картины от многовековых слоев чуждых прописок и реставрационных материалов. Естественно, к постановке подобной задачи подходили с понятной в данном случае осторожностью: необходимо было предварительно изучить имеющуюся информацию о предыдущих реставрациях и провести технические исследования, которые позволили бы оценить сохранность и состояние как основы, так и живописных слоев.

Первые данные о реставрации картины Тициана сообщает Якоб Штелин, они относятся к январю 1769 года — времени, когда коллекция Брюля оказалась в Зимнем дворце. Последующие перемещения картины в Таврический, а затем в Гатчинский дворец не сопровождались серьезными реставрационными вмешательствами. Только профилактические реставрационные меры были приняты после возвращения картины в Эрмитаж в 1924 году.

В ходе современной реставрации в инфракрасном свете обнаружились авторские переделки (поднятая нога ослика и очертания фигур некоторых животных имели двойной контур), но при этом не выявилось каких-либо существенных изменений композиции.

Самой поразительной и неожиданной оказалось рентгенограмма картины. Она показала, что первоначально автор наметил другую композицию, которая размещалась строго по центру картины и включала три фигуры, меньшие по масштабу по сравнению с персонажами «Бегства в Египет». Сюжет этой композиции можно определить как «Поклонение младенцу».

Видимое на рентгеновском снимке «Поклонение младенцу» изначально было рассчитано на тот же формат и размеры холста, что и «Бегство в Египет», и, возможно, художник предполагал совершенно иное соотношение фигуративной части и пейзажа, чем то, которое мы видим теперь.

Есть все основания считать «Бегство в Египет» первой крупной работой Тициана, созданной около 1507 года. Она написана художником, который только что — если верить Вазари — перешел из мастерской Джамбеллино к Джорджоне и, бесспорно, оказался под сильным влиянием его творческой личности. В первую очередь это сказалось в цветовом решении композиции, в самой идее помещения фигур в пейзажную среду, в трактовке пейзажа как пасторальной идиллии.

Вместе с тем интерпретация этих мотивов, трактовка сюжетов, как видимого, так и скрытого, свидетельствуют об исключительно сильной творческой индивидуальности Тициана. Перед нами — самый грандиозный пейзаж не только в венецианской, но и вообще в итальянской живописи начала XVI века. Уже в самом этом замысле проявляется безусловное новаторство молодого художника.

Первоначальная же идея представить на фоне пейзажной панорамы «Поклонение младенцу» во многом опиралась на трактовку этой темы у Джорджоне и композиционно была связана с некоторыми известными джорджоневскими версиями на тот же или близкий сюжет. Как бы то ни было, все это свидетельствует об активном поиске молодого художника: отталкиваясь от уже готовых композиционных схем, Тициан развивает идею пейзажного фона, неоднократно примененную Джорджоне в темах «Поклонения...». Причем этот поиск идет в разных направлениях: наряду с новаторскими приемами и решениями Джорджоне, в картине явно прослеживается влияние северных, нидерландских и немецких мастеров. Первоначальное соотношение фигур и пейзажа придает последнему характер, близкий панорамным ландшафтам: аналогичный тип пространственного решения можно видеть, например, в хранящемся в Эрмитаже «Отдыхе на пути в Египет», приписываемом Иоахиму Патиниру. Необычна для Венеции и иконография сцены «Поклонения младенцу»: святой Иосиф придерживает пеленку, на которой покоится Христос, — мотив, заимствованный Тицианом также у нидерландских мастеров.

Трудно сказать, кто или что побудило художника изменить сюжет на «Бегство в Египет» — тему, в тот момент практически не встречающуюся в венецианской живописи. Если в «Поклонении младенцу» художник экспериментирует, добавляет что-то новое, то в построении «Бегства в Египет» он проявляет себя традиционалистом, создавая композицию, восходящую к фреске Джотто на тот же сюжет в Cappella degli Scrovegni. Сместив фигуры в левую часть холста, Тициан придал им мерное неторопливое движение вдоль плоскости картины. Строгий лаконизм джоттовской композиции, дополненный насыщенными тонами масляной палитры, в сочетании с пестрым гербарием переднего плана и разработанным пейзажным фоном придали картине сходство не с фреской, а скорее с гобеленом.

После расчистки фигуры главных персонажей радикально изменились: совершенно иными стали тона одежд как по цвету, так и по светотеневой моделировке, которая приблизилась к таковой в других работах раннего периода. Найденное в этом варианте соотношение фигур с фоном сообщило им монументальность, а фризовое построение композиции придало «Бегству в Египет» несколько архаичный характер. Типаж ангела восходит как к ангелам Беллини, так и к так называемым «пажам» Джорджоне. Но особенно сильно мотивы Джорджоне звучат в пейзаже. В тщательной разработке растительного покрова на переднем плане сохраняется та почти ботанически-описательная точность, которая есть у Леонардо, у Дюрера, и иногда у Джорджоне (достаточно сопоставить с передним планом в «Юдифи»).

Примечательно, что, создав «Бегство в Египет», Тициан никогда более не вернулся к этому сюжету, да и вообще кажется, что следующим, кто обратился к нему в Венеции, стал, по прошествии тридцати с лишним лет, Якопо Бассано, кстати, избравший ту же, джотто-тициановскую композиционную схему.

Источник: hermitagemuseum.org, guardian.co.uk, artdaily.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120404_titian.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120404_titian.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх