«Пейзажи в китайском стиле» Роя Лихтенштейна в галерее Гагосяна в Нью-Йорке
При создании цикла работ, представленного на выставке, художник вдохновлялся традиционной китайской живописью и гравюрами Эдгара Дега
Первого марта в галерее Ларри Гагосяна в Нью-Йорке открылась выставка классика поп-арта Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) (1923–1997), на которой представлены работы художника, стилизованные под традиционную китайскую живопись.
На протяжении всей своей карьеры Рой Лихтенштейн всячески подрывал и разрушал традиционную образность западноевропейского искусства. Он черпал вдохновение из множества источников, начиная от рекламы и комиксов и заканчивая классической архитектурой и искусством европейских модернистов. Увлечение Лихтенштейна традиционной китайской живописью вылилось в изящные, воздушные пейзажи его «китайской» серии.
Не последнюю роль в ее создании сыграло впечатление, произведенное на Лихтенштейна выставкой Дега, прошедшей в нью-йоркском музее Метрополитан в 1994 году, на которой художник увидел монохромные эстампы француза. Лихтенштейн был поражен тем, как Дега обозначает контур пейзажа одними легкими штрихами, ограничиваясь намеком на конкретную форму или предмет, но избегая их подробного изображения.
Художник переосмысляет традиционные сюжеты и мотивы китайской живописи с помощью собственной фирменной техники: его пейзажи складываются из точек и ярких линий, напоминая многократно увеличенную типографскую печать.
Как и другие работы Лихтенштейна, его китайские пейзажи обыгрывают склонность американской культуры впитывать чужую культуру поверхностно, через клише и стереотипы, такие как деревце бонсай, остроконечная крестьянская соломенная шляпа и так далее. Однако в «китайском» цикле всепроникающая ирония ранних работ художника разбавляется эстетским удовольствием от создания и созерцания изысканной формы: так, в «Пейзаже с лодкой» точки собраны в облачные сгустки, символизирующие границы разных зон пейзажа и особенности рельефа.
Очарованный красотой первоисточников, обычно ироничный Лихтенштейн в китайском цикле мягок и лиричен. В нем он размышляет о возможности гармоничного и сбалансированного перевода традиционных живописных образов на язык современной визуальной культуры и успешно доказывает такую возможность на практике.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120303_lichtenstein.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120303_lichtenstein.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.