Современное искусство Саудовской Аравии впервые показывают на родине
Современные, прямолинейные и подчас провокационные работы саудовских художников показывают на выставке в Джидде. Это первая подобная выставка в стране, и многие видят в ней начало чего-то нового
Обычно определить точку зарождения какого-то нового художественного течения под силу только искусствоведам. Однако на открывшейся в январе в Джидде (Саудовская Аравия) выставке современного искусства этой страны большинство зрителей, в том числе и неспециалисты, пришли к единодушному мнению, что видели начало чего-то нового. И возможно, они правы.
Выставка «Мы должны поговорить», организованная независимым художественным объединением «Грани Аравии» (Edge of Arabia), представляет более 40 произведений — видео-арт, скульптуру, фотографию — 22 молодых саудовских художников, больше половины из них — женщины. В экспозицию вошли, в частности, работы Абдулнасера Гарема (Abdulnasser Gharem), Ахмеда Матера (Ahmed Mater) и Манал Аль-Доваян (Manal Al-Dowayan). Почти все художники группы последние три с половиной года выставлялись вместе в Лондоне, Венеции, Берлине, Стамбуле, Дубае, но никогда — у себя на родине. Можно ли представить подобную выставку в Саудовской Аравии десять лет назад? «Конечно, нет, — говорит куратор проекта Муххамед Хафиз. — У нас не было тогда художников, поэтому не было и произведений искусства…»
В те времена к современному искусству относились с недоверием или безразличием. А сегодня члены королевской династии Саудитов, в том числе и молодой экспонент выставки принцесса Джохара Аль Сауд (Jowhara Al Saud), а также фанаты современного искусства устроили на вернисаже аншлаг. Были здесь и гости из других стран, например фотограф Вольфганг Тилльманс (Wolfgang Tillmans), бывший куратор биеннале в Шардже Джек Персекян (Jack Persekian), директор ярмарки Art Dubai Антония Карвер (Antonia Carver). И даже директор Тейт Модерн Крис Деркон (Chris Dercon) прошелся по залам выставки во второй день, после чего назвал ее участников «настоящими интеллектуалами с хорошим видением формы и содержания».
«Это выглядит как новое течение», — сказал лондонский дилер Джеймс Линдон (James Lindon), впервые приехавший в Саудовскую Аравию. Авторы потрясающе солидарны в желании двигать искусство в новом направлении, считает Линдон, на которого качество работ произвело большое впечатление. Некоторые художники обращаются к общему исламскому наследию, например Айман Ёссри (Ayman Yossri) в своих произведениях на тему хаджа, при этом большая часть экспонентов выставки отсылает к проблемам современного саудовского общества, и делает это прямо, сознательно, а порой даже несколько провокационно.
В видео-работе Сары Абу Абдуллы (Sarah Abu Abdullah) «Anees 9999» художница, одетая в абаю (длинное черное одеяние, которое носят мусульманки), красит разбитую машину в розовый цвет, а потом робко садится на место водителя. «Я собиралась вернуться в Саудовскую Аравию и стала думать о том, чего больше никогда не смогу себе позволить… не смогу сама выбрать себе суженого, мало где смогу устроиться на работу, не смогу сама водить машину, не смогу позволить себе собственную уютную квартирку. Я осуществила одно мое простое желание, делая вид, будто бы у меня есть своя машина», — рассказала о своем произведении Сара. И уж никогда она не могла помыслить о том, что ее видео будут показывать в Саудовской Аравии. Времена несомненно меняются.
Маха Маллух (Maha Malluh), чьи работы участвуют в текущей выставке «Хадж» в Британском музее (до 15 апреля), в своем произведении «Пища для ума 7200» использует религиозные аудиозаписи, распространявшиеся в Саудовской Аравии в конце 1970-х. Аудиокассеты, разложенные на противнях 1970-х годов для выпечки хлеба, постоянно прокручивают отдельные слова, создавая своеобразную перекличку таких слов, как «неверие», «стыд», «ложь», и других.
Каждую из работ, предложенных для экспозиции, инспектировал комитет Министерства культуры и информации; проверку прошли все, кроме одной. Финансировали проект в основном частные компании, что позволило организаторам выбрать не только рискованные работы, но и рискованное место проведения — в недостроенном и подсвеченном неоновыми лампами крыле торгового центра Al Furisiya Marina & Mall.
Саудовское художественное движение, по всей видимости, в ближайшие годы приобретет серьезных покровителей и спонсоров. Аукционный дом Christie’s, поддержавший идею выставки, послал на вернисаж в Джидду восемь своих представителей. От Sotheby’s было четыре человека. К концу этого года оба аукционных дома будут иметь своих официальных представителей в Саудовской Аравии.
«У коллекционеров [здесь] есть средства и интерес», — считает Пол Хевитт из Christie’s, сравнивающий растущий рынок Саудовской Аравии с таковыми в России и Индии. А специалист по современному искусству из Sotheby’s Лина Лазаар (Lina Lazaar) полагает, что «каждый саудовец из тех, кого она знает, начал или в ближайшем времени собирается начать коллекционировать современное искусство».
Тем не менее это едва оперившееся течение в искусстве сталкивается с рядом проблем. В стране нет художественного колледжа, нет музея современного искусства, нет специального издания об искусстве, и новаторские арт-пространства тоже не в избытке, за исключением Athr Gallery в Джидде.
Другая проблема — саудовская бюрократия, которой посвящены некоторые работы выставки. Фотография Сами Аль-Турки (Sami Al-Turki) «Почтальон» рассказывает нам о растущем числе молодых саудовцев, которые предпочитают скорее общаться по email, чем рисковать отсылкой писем через государственную почту. То же самое, по мнению автора, происходит и во многих других сферах: молодежь предпочитает распространять свои работы и делиться своими мыслями через YouTube, Facebook и Twitter, а не по традиционным каналам. Выставка «Мы должны поговорить» во многом отвечает этой тенденции.
Тот факт, что выставка открылась и работает, широкое освещение ее местными СМИ, перспектива открытия лет через десять музея современного искусства в Джидде доказывают нам: лед тронулся. Сегодня Саудовская Аравия готова к приходу нового искусства. И десант современных художников высадился на благоухающих берегах ночной Джидды.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120204_saudi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120204_saudi.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.