Art Investment

Во Христе | In Christo: Джотто в Третьяковской галерее, Рублёв и Дионисий в Баптистерии во Флоренции

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в рамках обмена художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией открывается выставка Джотто

 

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в рамках обмена художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией открывается выставка Джотто. Выставка организована по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Итальянской Республики Джорджо Наполетано под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике, итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации.

Этот проект — результат совместных творческих усилий представителей научных центров и музейного сообщества, богословских кругов — являет собой уникальный опыт сотрудничества итальянских и российских специалистов, которые в завершение перекрестного Года Италии — России сделали возможным осуществить этот беспрецедентный обмен шедеврами.

Во Флоренции, в здании знаменитого Баптистерия, Государственная Третьяковская галерея показывает значимые и редкие памятники древнерусского искусства из своего собрания. Это величественная «Богоматерь Одигитрия», созданная в конце XIII столетия в одном из художественных центров Древней Руси — Пскове, «Вознесение» 1408 года из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, связанного с творчеством самого прославленного русского иконописца преподобного Андрея Рублёва, и, наконец, изумительная по красоте художественного воплощения богословской идеи икона «Распятие», написанная Дионисием в 1500 году.

Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению. Исследования проводились по единой методике, принятой в ГТГ. Результаты этих исследований, все этапы которых сопровождались подробной фотофиксацией, представлены в каталоге выставочного проекта. Таким образом, Третьяковская галерея представила в рамках выставочного проекта «Во Христе» не только выдающиеся памятники отечественной средневековой культуры, но и максимально возможное на сегодняшний день наше знание о них.

В то же время в Москве, в Третьяковской галерее, впервые экспонируются работы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), с именем которого в итальянской культуре связана целая эпоха Проторенессанса. Это хранящиеся во Флоренции икона «Мадонна с Младенцем» конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, — полиптих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года и сравнительно недавно введенный итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.

Создание образа «Мадонна с Младенцем» (1299) из флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста (Музей церкви Санто-Стефано аль Понте (Епархиальный музей), Флоренция) итальянские исследователи связывают с ранним периодом творчества мастера, когда он работал над созданием цикла фресок для собора Святого Франциска в Ассизи. Иконографический тип, к которому относится «Мадонна с Младенцем», получил в итальянской традиции название «Маеста» (от итальянского maesta — величание) — «Мадонна во славе». Истоки этой иконографии неразрывно связаны с византийской традицией. Подтверждение авторства Джотто в создании этого образа связано с восстановлением иконы, которая была сильно повреждена осколками стекла в 1993 году во время взрыва в галерее Уффици. В ходе тщательной реставрации были произведены дополнительные исследования, в результате которых авторство Джотто стало общепризнанным.

История создания полиптиха из церкви Санта-Репарата (ок. 1305, Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция) связана со строительством прославленного собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В конце XIII века было принято решение о закладке нового грандиозного собора на месте старой церкви, посвященной покровительнице Флоренции — святой Репарате. Строительство велось с перерывами на протяжении долгого времени и закончено было только в 1396 году, когда старая церковь Санта-Репарата оказалась буквально встроена в новый монументальный собор. С 1331 года по 1337 его возведением руководил Джотто.

Иконографический состав полиптиха, представляющего особо почитаемых святых Флоренции, связан со сменой посвящения собора: на лицевой стороне, обращенной к прихожанам, в центре — образ Богоматери с Младенцем, которой посвящен новый собор; Святая Репарата изображена на оборотной стороне алтарного образа, доступного обозрению священства собора во время литургии.

В Средние века культуры наших народов объединял общий источник — художественная традиция Византии. Великий флорентинец Джотто принадлежит к числу немногих художников, чье творчество меняло облик эпохи, в которой они жили. Его «Мадонна с Младенцем» была создана в конце XIII века уже после разделения Церкви на Восточную (с центром в Константинополе, а потом в Москве) и Западную (с центром в Риме) и демонстрирует отход от византийского канона, которому еще следовали его учителя и предшественники, такие как Пьетро Каваллини или Чимабуэ. В творчестве же русских иконописцев, таких как Андрей Рублёв и Дионисий, византийские основы обретают черты национального искусства, в рамках которого они будут существовать и развиваться на протяжении веков.

Представленные в едином проекте произведения русского и итальянского искусства дают возможность увидеть величайшие памятники эпохи конца европейского Средневековья в общем контексте, что, безусловно, является важным шагом в изучении связей и параллелей между нашими культурами.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111219_giotto.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111219_giotto.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Загружается...