Art Investment

«Она жила в волшебном мире сказки» в ГТГ

Выставка к 160-летию со дня рождения Елены Дмитриевны Поленовой

Сегодня в ГТГ открывается выставка, посвященная 160-летию со дня рождения Елены Поленовой. Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) — яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка — первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением «Московское Товарищество художников» в 1902 году.

Елена Поленова, сестра известного живописца В. Д. Поленова, — одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Первые навыки она приобрела от матери, Марии Васильевны Поленовой, внучки архитектора екатерининской эпохи Н. А. Львова. Именно она пригласила к своим детям для уроков рисунком будущего известного педагога П. П. Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели. В 1879 году Е. Д. Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончила его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу.

В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу «в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т. е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической».

Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В. Д. Поленова были организованы «керамические» четверги. Расписанные на этих четвергах фарфоровые блюда Е. Поленовой (ГИМ) можно увидеть на выставке.

Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с «мамонтовским кружком» — художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова (1841–1918), и среди них В. А. Серов, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, В. М. Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России. В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е. Д. Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства; экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Е. Д. Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.

В Абрамцеве Е. Д. Поленова работала на пленере вместе с В. А. Серовым, И. И. Левитаном, К. А. Коровиным. На выставке представлены акварели «Зимний лес. (Вороны)» (1880-е, ГТГ), «На дворе зимой» (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е. Д. Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В. М. Васнецовым, выражался в ее желании «подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека». Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка. Е. Д. Поленова практически первой обратилась к книжной графике, она проиллюстрировала и литературно обработала за непродолжительное время (конец 1880-х — 1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Дед Мороз» и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь «Война грибов» была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам «Сынко-Филипко», «Сорока-воровка», «Плутоватый мужик» и др. был опубликован в 1906 году. Е. Д. Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства.

С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась в качестве эскизов вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной «Зверь» (Змий. Сказка. 1895–1898, Музей-заповедник «Абрамцево»).

Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М. Ф. Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение «Жар-птица», представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.

В Париже Е. Д. Поленова познакомилась с С. П. Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала «Мир искусства». В том же журнале (1899, № 18–19), уже после смерти Е. Д. Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.

В экспозиции собраны лучшие произведения Е. Д. Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда). Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы. Помимо графики и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковской галереи, произведения предоставлены Мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В. Д. Поленова и Художественно-литературным музеем-заповедником «Абрамцево», в которых сосредоточена основная часть творческого наследия художницы, а также Русским музеем, ГИМ, Музеем-заповедником «Царицыно», ВМДПНИ, Государственным литературным музеем.

К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е. Д. Поленовой.

На выставке будет проводиться викторина, главным призом которой станет деревянный шкафчик ручной работы начала XX века, исполненный по эскизам Е. Д. Поленовой. Также запланированы специальные образовательные программы для детей в виде интерактивных экскурсий по выставке.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111215_elena_polenova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111215_elena_polenova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Загружается...