«Русский Китай»
Выставочный проект историка моды Александра Васильева и Государственного музея Востока
В последнее время тема русской эмиграции в Китае стала весьма популярной. Она отражает жизнь, нелегкие судьбы, деятельность определенной группы наших соотечественников, волей суровых обстоятельств оказавшихся оторванными от России на долгие годы и в силу жестких политических установок не имеющих права вновь обрести Родину.
Инициаторами настоящей выставки, посвященной духовной жизни русского зарубежья в Китае в первой половине ХХ века выступили известный историк моды и художник по костюмам А. А. Васильев и специалисты Музея Востока. Не претендуя на право первопроходцев в изучении этого весьма сложного и противоречивого материала, авторы предлагают читателям и зрителям обратиться к проблеме культурных традиций и пристрастий в среде русской эмиграции, деятельности ее представителей в области искусства, а также художественно-предметного окружения.
Знакомство с историческими документами, книгами воспоминаний, которые появляются в последнее время, дают представление о том, какой насыщенной духовной жизнью жили лучшие представители русской эмиграции. Достаточно вспомнить известные имена Александра Вертинского, Олега Лундстрема, поэтессы и балерины Лариссы Андерсен, Николая Рериха, писателя Павла Северного. В Харбине, Шанхае и Тяньцзине, Ухани работали писатели и журналисты, которые писали очерки, стихи, сотрудничали в русскоязычных газетах. Они не только отражали жизнь, проблемы русской диаспоры, но и знакомили русских с китайскими праздниками, обычаями, историей, искусством, достопримечательностями и т. д. Следует отметить, что эмигранты (как уже жившие в Китае, так и появившиеся там после 1917 года), в силу исторических обстоятельств, в одежде, оформлении быта больше были связаны с Западом, чем с Россией. Именно оттуда шли многие стилистические тенденции литературы, театрального и изобразительного искусства, моды, тем более что состоятельные представители русской диаспоры ездили в страны Европы и Японию. Русская эмиграция (часть из которой бежала от потрясений в России) пережила нелегкие времена в Китае и тем не менее для русских Китай, навечно или на время, стал пристанищем. Люди научились приспосабливаться к чужому языку, пище, климату. Неизменной оставалась вера, язык и попытки продолжить традиции русской культуры.
Авторы попытались выявить сложную и актуальную проблему, связанную с соединением не только разных судеб, различных аспектов жизни и художественного творчества талантливых людей. Богатый, но одновременно сложный и разнородный материал дает возможность показать связь художественных идей Запада и Востока через прекрасные произведения искусства, документы и фотографии, которые бытовали в среде русских эмигрантов, коллекционировались, создавались ими, служили источником их творчества.
Выставка необыкновенно сложна по своему составу, поскольку одной из основных задач авторов было показать взаимосвязь многих явлений в духовной жизни представителей русской эмиграции. В экспозиции отражено, в какую среду первоначально попали русские, как происходило постепенное их врастание в китайский предметный мир и духовную атмосферу Востока. На выставке представлен стилизованный интерьер с традиционными китайскими вещами. Пространство наполнено костюмами, различными аксессуарами, произведениями китайского декоративного искусства рубежа XIX — XX веков. Воссоздан и специальный уголок, посвященный произведениям так называемого «кантонского стиля» — резьба по дереву, лаки, веера, расписная эмаль, кантонские шали и вазы. Наряду с этим показаны произведения для кабинета, который мог бытовать и в России, и в эмигрантской среде Китая и Запада. Нелишним является экспонирование некоторых японских декоративных изделий, которые часто попадали в Маньчжурию, соединяясь с китайскими предметами, нередко влияя на изменения их стиля
Перед авторами стояла сложная задача — соединить китайское и европейское искусство данного периода, поэтому предложен особый подход в отборе произведений, целый ряд которых предоставлен частными владельцами и галереями. Европейская часть создана на основе произведений из коллекции А. А. Васильева. Именно костюм с его яркой стилистикой ар-деко словно задает тон всей экспозиции. Платья 1920–40-х годов показаны с оригинальными аксессуарами, в комплексе с произведениями прикладного искусства указанного периода. Представлены театральные костюмы для постановок театров и концертных номеров в Харбине и Шанхае. В частности, определенную ценность представляют несколько костюмов Лариссы Андерсен, автором которых является Лидия Виноградова. Они были приобретены у Л. Н. Васильевой-Лебедевой, бывшей личным секретарем адмирала Колчака, которой удалось после драматических перипетий эмигрировать в Китай. Несомненно, большой интерес вызовут произведения, созданные в тенденциях парижской моды, модельеров, работавших в Русских домах моды в Шанхае — «Фемина» и «Аркос». В экспозицию включены платья и кимоно из Харбина 1920–30-х годов, а также произведения английских и французских модельеров в стиле шинуазри («китайщина»). Из собрания Александра Васильева на выставке представлено большое количество фотографий с видами улиц, зданиями русских магазинов, плакатов.
Одна из важнейших тем выставки — творчество художников-эмигрантов, работающих в Китае (М. Домрачев, Я. Лихонос, А. Ярон и др.). Известно, что Н. К. Рерих неоднократно бывал в Китае, в частности в Харбине и Шанхае, поэтому экспозиция дополняется произведениями великого художника, созданными им в Китае в данный период (из собрания ГМВ). В залах представлена авторская графика 1930–40-х годов (Гу Юань, Ли Хуа, Ван Шуи), имеющая острую социальную и политическую направленность, а также народная картина няньхуа, где в своеобразной наивной форме отражены отдельные европейские реалии на Востоке.
Специальный раздел посвящается Д. М. Мельникову, человеку с интересной судьбой. Он оказался в Китае еще в XIX веке, долго работал в русской чайной компании, а вернулся в Россию незадолго до своей смерти в 1949 году. За долгие годы он собрал уникальную коллекцию произведений китайского искусства, часть из которых украшают постоянную экспозицию Музея Востока.
Большой интерес вызывают фотографии, которые делали русские в Китае и Корее (где состоятельные люди отдыхали летом). Они дают широкую картину жизни, где все перемешалось — девушки в модных купальниках на пляжах, окруженные дальневосточной природой, прогуливающиеся в крепдешиновых платьях и в шляпках под зонтиками в парках с китайскими или японскими беседками, состоятельные дамы в манто и широкополых шляпах, отправляющиеся на рикшах за покупками. Были запечатлены фасады и интерьеры зданий Шанхая и Харбина. На выставке показаны документы и фотографии известных представителей эмиграции.
Источник: orientmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111211_russian_china.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111211_russian_china.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.