Art Investment

Первая Фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев, архивов и библиотек. Подробности

В Мраморном дворце ГРМ открыта выставка, представляющая историко-архивную фотографию середины XIX — первой половины XX века: около 400 фотографий из собраний 24 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы, а также образцы фототехники того времен

В залах Мраморного дворца ГРМ открыта выставка, представляющая историко-архивную фотографию середины XIX — первой половины XX веков. Экспозиция включает около 400 фотографий из собраний 24 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы, а также образцы фототехники того времени. Формат Фотобиеннале позволил показать фотографию во всем многообразии жанров, тем, художественных и технических особенностей. На выставке можно увидеть как известные кадры, ставшие историей фотоискусства, так и представленные впервые редкие снимки знаменитых мастеров: А. Давиньона, Г. Венингера, М. Абади, С. Левицкого, А. Деньера, И. Бианки, А. Лоренса, В. Каррика, М. Дмитриева, М. Панова, А. Карелина, К. Буллы, И. Болдырева, М. Наппельбаума, А. Шайхета, И. Шагина, М. Маркова и других.

Государственный Русский музей продолжает свою деятельность по изучению отечественной фотографии. Редкие снимки из музейного собрания демонстрировались на выставках «Петербург и его окрестности глазами художников-фотографов» (1996), «100 лет Русского музея в фотографиях» (1998), «Забытая Россия» (2006). Музей знакомил зрителей с произведениями русских мастеров, хранящихся за рубежом, на выставках «С. М. Прокудин-Горский» (2003) из Библиотеки Конгресса США и «Пионеры советской фотографии. Из швейцарских коллекций» (2004). Эта Фотобиеннале предлагает оценить богатство фотографического наследия, сосредоточенного в российских музеях, которые планомерно раскрывают свои фонды. Здесь экспонируются малоизвестные коллекции, которые с каждым годом становятся все более раритетными.

В едином выставочном пространстве представлены основные этапы развития фотографии как технологического процесса. Здесь можно увидеть дагерротипы, отпечатки на солёной, альбуминовой, коллодионовой или желатиносеребряной бумагах, фотографии, выполненные в технике бромойля, цианотипии. А также фотохромы, являющиеся первыми опытами с цветом, — печать с окрашенных литографских камней; экспериментальные фотографии, выполненные с использованием метода фотограммы. Экспозицию дополняют фотоаппараты, объективы, лабораторная техника середины XIX — начала XX века из коллекции Музея истории фотографии.

В рамках этого проекта фотография рассматривается не только как документальный источник, но и как самостоятельное произведение визуального искусства. Поэтому авторы экспозиции подбирали фотографии так, чтобы показать зрителю как можно больше тем и жанров, в которых работали фотографы. Это портретная съемка, видовая фотография, жанровые сцены, снимки этнографического характера, фоторепортаж, документальная фотография и так далее.

Ранний этап существования фотографии представлен дагерротипами 1840–50-х годов и портретными снимками писателей, выполненными в конце 1850-х С. Л. Левицким и А. И. Деньером. Коллекция предоставлена Государственным Литературным музеем и Российской национальной библиотекой.

Российский Этнографический музей предоставил коллекцию фотографий с Этнографической выставки 1867 года, проходившей в Москве. Среди них фотографии Б. Барро и И. Бранденбурга, а так же раскрашенные акварелью фотографии манекенов, выполненные Т. И. Митрейтером после закрытия выставки. Фотографии французского мастера Ж. Х. Рауля из Российской национальной библиотеки и В. А. Каррика из Кунсткамеры также иллюстрируют постановочный метод этнографической съемки. В. А. Каррик начал развивать бытовой реалистический жанр, стремился запечатлеть характерные движения, жесты, что уже наделяло его персонажей психологизмом.

Фотоколлекция Санкт-Петербургской Государственной Театральной библиотеки демонстрирует особый вид съемки — «моментальные» фотографии со сцен Императорских театров, где стали использовать магниевую вспышку. Наряду с ними представлены снимки выдающегося мастера М. П. Дмитриева из серии «Волжская коллекция». Несколько фотографий М. П. Дмитриева, в ряду работ — победителей фотоконкурсов, организованных Русским фотографическим обществом, показывает Государственный Исторический музей (Москва). Не менее интересны в этой уникальной коллекции фотографии А. С. Мазурина и Е. Я. Элленгорна, выполненные в манере пикториализма.

Портретный жанр широко представлен фотографиями из фондов различных музеев. Это парадные портреты представителей последней царствующей династии, групповые портреты офицеров и нижних чинов из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Семейные фотографии императора Николая II из собрания Научной библиотеки Академии Художеств. Фотопортреты великого князя Константина Константиновича и его супруги великой княгини Елизаветы Маврикиевны из фондов ГМЗ «Павловск». Особенно интересны портреты из собрания Государственного Литературного музея, так как выполнены они либо самими великими писателями, либо их близкими.

Уникальное собрание портретов из Мемориальной библиотеки князя Г. В. Голицына (1930-е) открывает зрителю имя фотографа-эмигранта Кирилла Арапова, получившего широкое признание в Англии, но неизвестного на Родине.

Видовые и интерьерные фотографии представлены коллекциями Государственного музея истории Санкт-Петербурга (работы И. Бианки), института Истории материальной культуры (фотографии интерьеров Мраморного дворца в Санкт-Петербурге и Константиновского дворца в Стрельне), музеев-заповедников «Царское Cело» и «Петергоф» (пейзажи с видами пригородов Петербурга), Русского музея (интерьеры живописных мастерских), Музея истории фотографии (виды Санкт-Петербурга). На фотографиях из Музея истории религии запечатлены виды мест, связанных с библейской историей и почитаемых паломниками.

В проекте также приняли участие Центральный музей железнодорожного транспорта с фотографиями, выполненными в жанре «техно-фото», Музейно-выставочный центр РОСФОТО с изображениями фресок, сфотографированных О. И. Парли во время реставрации в Храме Преображения Господня Псковского Спасо-Мирожского монастыря в 1901 году.

Важными историческими источниками являются фотографии военного времени, которые хранятся в фондах Военно-медицинского музея. Они отражают военные будни, быт солдат, полевые кухни, лазареты. Эти кадры были сделаны во время Русско-турецкой войны 1877–1878, Первой мировой войны 1914–1918. Фотографии с фронта активно использовались в периодике. Например, можно увидеть ряд снимков периода Русско-японской войны 1904–1905, сделанных военным корреспондентом журнала «Нива» В. К. Буллой (собрание Российской национальной библиотеки). Серию работ, посвященных боксерскому восстанию в Китае 1901 года, представляет Государственный музей политической истории России.

Во второй половине 1920-х в иллюстрированных журналах и газетах ведущее место отводилось фотографии. Российский государственный архив литературы и искусства (Москва) предлагает зрителю «заглянуть» в журналы «Наши достижения» (1928–1937), где печатались снимки Г. Г. Петрусова, Г. А. Зельмы, И. М. Шагина, на которых запечатлены военные и спортивные парады, освоение Арктики, трудовые достижения первых пятилеток. Фотогалерея им. Братьев Люмьер представляет фоторепортаж, передающий оптимистический настрой созидательной эпохи 1930‑х годов, в работах М. Грачёва, Д. Дебабова, Э. Евзерихина, Я. Халипа, И. Шагина, А. Шайхета. Вошедшие во многие антологии мировой фотографии работы фронтового корреспондента ТАСС М. В. Альперта и корреспондента газеты «Известия» С. М. Гурария иллюстрируют события Великой Отечественной войны (1941–1945).

На Фотобиеннале-2011 представлены работы мастера русского авангарда — Л. М. Лисицкого из собраний Государственного архива литературы и искусства и Государственной Третьяковской галереи. Его работы уже становятся предвестниками новых видов искусства — дизайна, рекламы, сценографии, оформительских проектов.

Экспозиция продлится до 20 января 2012

Источник: пресс-релиз ГРМ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111120_photobiennale_podrobnosti.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111120_photobiennale_podrobnosti.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».