Мир русского дворянства. Быт и забавы
В Юсуповском дворце экспонируются более 400 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства и костюмов из собрания Государственного Эрмитажа
В октябре в Юсуповском дворце (Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 94) открылась выставка «Мир русского дворянства. Быт и забавы». Более 400 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства и костюмов из собрания Государственного Эрмитажа рассказывают о повседневной жизни дворянской семьи, сложившихся привычках в проведении досуга, воспитании подрастающего поколения, нормах светского этикета.
В правление Николая I, с наступлением эпохи историзма, стали увлекаться различными художественными направлениями прошлого. Под влиянием европейского искусства, особенно немецкого бидермейера — искусства для обывателя, в Россию вошло в моду «вещное» убранство: предметы повседневного быта и празднеств стали формировать не только среду обитания, но и уклад жизни, привычки, а иногда и манеры поведения. Выставка наглядно подтверждает это положение, демонстрируя те «мелочи» быта, которые прочно вошли в обиход дворянского сословия XIX века.
Экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа размещены в Николаевском зале Юсуповского дворца, в котором прошла жизнь пяти поколений знатного княжеского рода. Экспозиция построена по принципу интерьерных «уголков»: будуар и гардеробная, мужской кабинет и курительная комната, столовая, гостиная, опочивальня.
В «Будуаре и гардеробной» в окружении изящной мебели эпохи рококо демонстрируются образцы женского платья XIX века и модные дамские аксессуары: кружевные зонты, бисерные сумочки, веера из сандалового дерева, черепахи из слоновой кости, бархатные и кожаные портмоне, туфли из узорчатого штофа и тюлевого кружева, портбукет для крепления цветов. Бюро и этажерка из розового дерева с расписными фарфоровыми вставками были изготовлены в лучшей столичной мастерской братьев Гамбсов и украшали Белую (Розовую) гостиную Зимнего дворца.
В «Мужском кабинете» перед зрителем оживают интересы и привычки просвещенного состоятельного дворянина XIX века: научные приборы для познания мира (глобус, микроскоп, зрительные трубы) и инструменты для рисования с натуры (диаграф, камера-люцида). Много внимания дворянин уделял своей внешности: существовали как специальные приспособления — наусники, которые мужчина надевал для придания усам желаемой формы после их мытья и во время сна, так и особые чашки-«мустаж» с перегородкой, предназначенной для защиты усов от промокания во время чаепития. В XIX веке в аристократических кругах модным стало курение трубок с длинными чубуками, требовавшее посторонней помощи, что само по себе превращалось в целую церемонию. Представленные чубуки, украшенные бисерной вышивкой и перламутровыми вставками, и фарфоровая трубка «голландской модели» с наконечником в виде женской головы или турка вполне могли быть предметами коллекционирования.
Столовая была одним из важнейших помещений каждого дворянского дома: здесь проходили приемы и балы, свершался церемониал повседневных трапез. Сервировка, как и сервизы, были необычайно разнообразны. Экспонируемый фарфоровый сервиз-дежене с видами Павловска (на две персоны) расписан мастерами И. Нестеровым и Н. Васильевым по акварелям С. Ф. Щедрина. Поднос с вазой в виде груш, гранатов и винограда, чайник-тыква, сахарница-ананас, сливочник-груша и чашки-яблоки из чайного сервиза-«натюрморта» играли роль сюрту-де-табля, украшения стола. Роскошными сервизными композициями, примером которых служат 34 предмета из столового и десертного сервиза Императорского фарфорового завода, сервировали торжественные застолья в Зимнем дворце и во дворцах петербургской знати. В XIX веке аристократический этикет требовал все большего изящества и разнообразия подаваемых блюд, соусов и десертов. Стоит обратить внимание на появившиеся в это время фарфоровые кольца для салфеток с монограммами владельцев.
В разделе «гостиная» демонстрируются несколько столов различного назначения: ломберный, шахматный, для игры в карты, для рукоделия, стол-витрина, стол-визитница. Диван в виде двух кресел, соединенных посередине небольшой подставкой, называется «сиамские близнецы». Особенную ценность представляет икона на фарфоре — «Святой преподобный Сергий Радонежский», выполненная мастерами Императорского фарфорового завода в 1880–1881 годах (художник — И. М. Холшевников, автор рамы в «русском стиле» — К. К. Штельба).
В «Опочивальне» посетитель сможет наглядно представить обстановку и специфику обыденных моментов дворянской жизни. Из дорогого красного дерева с тщательно подобранным рисунком «пламени» выполнены предметы мебельного гарнитура, ширма и ящик для дров. В соответствии с эклектичными тенденциями эпохи историзма гарнитур и ящик исполнены в стиле ампир, деревянные рамы ширмы украшены пилястрами и раковинами в стилистике ренессанса, а кожаные верхние рамы расписаны в духе «шинуазри». Туалетный горшок, помещенный в экспозицию, не только прагматичная деталь быта, но и показатель вкуса владельца, поскольку создан на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре. Его изящная, тонко выполненная цветочная роспись сочетается с безукоризненно белой глазурью и густого оттенка позолотой.
Признанными развлечениями в XIX веке были игры в шахматы, шашки, нарды. Однако самой популярной, несмотря на правительственные запреты, оставалась игра в карты. На ломберных столиках, искусно отделанных снаружи и внутри кожей или сукном, предпочитали играть в вист, преферанс, безик. Карточная тема широко использовалась в оформлении предметов прикладного искусства. Изготавливались различные мелкие бытовые предметы с изображениями карт — футляры, тарелочки, щеточки, коробочки с обозначением очков.
Кураторы выставки — Наталья Юрьевна Гусева, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Ольга Валентиновна Уточкина, главный хранитель Санкт-Петербургского дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца). К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (издательство «Чистый лист», Санкт-Петербург), предваряемый вступительными словами М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Н. В. Кукурузовой, директора Санкт-Петербургского дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца). Авторы статей к каталогу: О. В. Уточкина, Н. Ю. Гусева, Е. С. Хмельницкая, И. Н. Уханова.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111111_mir_dvoryanstva_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111111_mir_dvoryanstva_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.