Рисунок и гравюра Дмитрия Митрохина в Галеев Галерее
В экспозиции представлены работы из коллекции Юрия Русакова — ленинградского исследователя, автора самой полной научной монографии о творчестве мастера
Творчество Дмитрия Исидоровича Митрохина хорошо известно любителям искусства. Он один из самых крупных русских графиков ХХ столетия в самом камерном жанре.
Митрохин вырос в Ейске, в городе, основанном в 1848 году на территории, отвоеванной Россией у турок. Дед — городской глава, организовал первую типографию в городе. Мальчика окутывала атмосфера книг и наблюдений, прогулок и неспешных бесед, — отдаленный от громыхающих столиц уголок бережно вынашивал в себе будущую звезду русской графики. Может, не зря вынашивал, — кто бы еще стал «так искренно, так нежно» воспевать край своего детства — ейские бережки и лодки. Кто бы еще мог так по-южному всласть писать фрукты и орехи, цветы и огороды.
Ейские пенаты были для Митрохина отправной точкой, он вдохновлялся, воспоминая свое заповедное детство, воспевая его в своих изумительных гравюрах, но позднее и другие города в его работах не уступали друг другу: Петроград — Ленинград и московские окраинные захолустья тех лет — улицы Скаковая и Беговая.
В Москве художник делал великое дело: кто бы еще в стране узнал об этих улицах с лошадиной топонимикой, о снующих взад-вперед грузовиках и зеваках, о начале строительства московских хрущевок (которые достояли до сего дня, напоминая о старой истине, что всякое временное становится постоянным). Столица строилась на глазах у художника, следящего за этим каждый день из окна своего скромного обиталища. Не потому, что его волновала градостроительная программа тогдашнего исполкома, а эстетически, по-визионерски.
Другими пунктами, обласканными Митрохиным в своих гравюрах, стали берега Карповки и острова ленинградских зеленых массивов, после 1934-го года названные Кировскими. Время диктовало иное: новые корпуса строек, парады на площадях и проспектах, всюду одно и то же: «новый человек», «классовая борьба», «смычка города и деревни». Митрохинские прогулки давали возможность «почувствовать разницу»: ведь запах трав Елагина острова, пыли мостовых на Петроградской, ловля карасей на Карповке не менее притягательные ощущения в большом городе. Правда, идиллические картины, предлагаемые Митрохиным, к тому же окрашенные тонами «субъективного идеализма», — вещи небезобидные для своего времени, отвлекающие от радости созидания. Но, поскольку художник отзывался и на вполне небанальные темы — «день авиации», например, или «спортивный кросс», то автора было трудно заподозрить в «контрреволюционных» настроениях.
Вот так — на три дома — своим творчеством Митрохину удалось примирить «три источника и три составные части» русского исторического, экономического и социально-культурного слоеного пирога: обе столицы и провинцию.
На выставке представлены работы из коллекции Юрия Русакова — ленинградского исследователя, автора самой полной научной монографии о творчестве мастера, вышедшей в 1966 году и до сего дня не потерявшей актуальности. В собрании — сотни произведений станкового и гравюрного творчества. После ГМИИ им. А.С. Пушкина это второе по значению собрание Д. И. Митрохина.
Источник: пресс-релиз Галеев Галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111013_galeev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111013_galeev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.