Art Investment

Выставка работ Виктора Голявкина «Все будет неплохо»

Сегодня в Выставочном Центре Санкт-Петербургского союза художников открывается выставка художника шестидесятника Виктора Голявкина

Виктор Голявкин учился в ленинградской Академии художеств с 1954 по 1960 годы и в свой срок получил диплом об окончании полного курса. Художников, что пережили годы Великой Отечественной войны и послевоенные тяготы детьми или подростками и в 60-е годы XX века вошли в самостоятельную творческую работу, принято называть шестидесятниками. Ведь именно в 60-е начались в изобразительном искусстве и литературе новые веяния, по сути дела пошло другое, чем прежде, искусство, именно шестидесятники были его авангардом.

  • Виктор Голявкин (1929-2001)
  • Виктор Голявкин (1929-2001)

В живописи Виктор Голявкин не признавал мрачных композиций, в его холстах много солнца, цвета и оптимизма; композиции, как правило, собранны, всегда есть живописный центр — пятно, которое держит всю композицию и ведет глаз зрителя внутрь картины. В смелых цветовых сочетаниях, в неожиданной пластике, в вольной прихоти мазков читается зрелое цельное мировоззрение живописца. Некоторые холсты Голявкина, если определять их стиль, можно соотнести с философией «русского космизма», другие это экспрессивный реализм, ташизм. Что важно: будучи профессиональным литератором, в жизни он избегал литературности образов.

  • Виктор Голявкин (1929-2001)
  • Виктор Голявкин (1929-2001)

Как с другой стороны планеты появился Голявкин в Ленинграде, послевоенном, холодном, мрачноватом. Открытый новейшим мировым веяниям, с вольнолюбивым юмором, он был как фейерверк. Пришлось- таки ему помучится, чуть не выгнали за это из Академии. После всех войн он хотел делать искусство для радости, независимым от социально-политических событий и от происшествий местного значения, соответствующее духу и состоянию современного мира, а не прошлых времен, и отдавал предпочтение цветовым живописным отношениям. Как литературе нужны новые неожиданные сочетания слов, так живописи требовались новые сочетания красок. Ещё в Академии в 1950-е он писал «для себя» экспрессивные и беспредметные композиции. Неисчерпаемые возможности красок занимали его воображение. Моря и цветы на холстах — символы духовной свободы. Меньше занимало его конструирование сюрреалистических композиций.

В 1960-м Академия окончена. Он уходит в литературу, а живопись оставляет «для себя», как складывает «в стол» основные литературные откровения. Общество не поспевает за мыслью художника. Романы, повести, рассказы для детей и взрослых, иллюстрирование собственных книг занимают все время. И как бы между делом в 1970-е возникают авангардистские композиции: «Автопортрет», «Солнце, Луна и Земля», «Весна» и другие.

В 1988-м году после большого перерыва писатель Голявкин открыл свой этюдник с набором разнообразных чудесных красок, выложил их на палитру и укрепил на мольберте свежий грунтованный холст. Он начал снова писать моря, лодки, паруса, ветер, цветы, людей, предметы — излюбленные мотивы, цветные вольные композиции в экспрессивной цветочной пластике. По холстам этого периода можно судить о его собственной «концепции», не изменившей чистому цвету и красочности. Чувства выражаются через цвет, а не путем изощренных ухищрений. Высокомерие по отношению к богатой красочной гамме он воспринимает как ошибочное. «Все будет неплохо!» - название очередного сборника его прозы того времени.

Первым делом Голявкин увлеченно пишет несколько вариантов «морских прогулок»: «Утренняя прогулка», «Вечерняя прогулка», «Ночной порт при луне». Отношения неба, воды, раскаленный солнечный круг разбрасывает цветной жар, паруса кружатся, лодки пересекают солнечную дорожку на воде…  Солнце вызывающе висит над горизонтом… Морской пейзаж. Романтическое действо — трехмерная композиция. Неужели ночь может быть такой цветной? Весело вращать по своей воле солнечный круг. После долгого перерыва воспоминание о натуре завораживало воображение. Но, видимо, пока писал паруса под солнечным кругом, в нем шла некая внутренняя духовная работа.

  • Виктор Голявкин (1929-2001)
  • Виктор Голявкин (1929-2001)

Во второй половине века живопись вошла «внутрь человека», стала индивидуалистической. Отличительная черта Голявкина-живописца: он ни с чем не «боролся». Никогда ничье не разрушал, чтобы утвердить свое видение. Он радовался всему, что было до него, наряду с ним. Пусть все будет: пишут — рисуют одно, другое, что хотят. «Стереотипы»? Пусть будут стереотипы, если они кому-то нужны. Ему они не нужны. Но он с интересом встретит то, чего ещё не было: свежий взгляд, новую мысль, новый пример. Прежние теории во многом дискредитированы, нужен новый взгляд на мир. Никого не переубедить, невозможно перевернуть Вселенную, да и не нужно. Пусть будут «отражения природы», «подражание природе»… Но показать, как можно мыслить по-другому, чисто живописными средствами, утвердить свое мнение, мировоззрение мастерство…  В своем деле он чувствовал себя хозяином.

Его полотно «Дети играют в песке» напоминает фреску. Чувствуется юмор, ирония автора, но наводит на размышления как грустный символ человечества. Художник нашел этот мотив давно и много раздумывал. В течение жизни написал несколько вариантов «Детей». Первый вариант был исполнен несколько графично, фигуры для выразительности обведены черным контуром (подарен другу-писателю). Следующий получил более углубленное цветовое решение (в Русском музее). Ещё один вариант: в композиции оптически ощущается хаотичное, иногда круговое движение фигур в зависимости от ракурса зрения и освещения…

Часто в его картинах вибрирует философская символика, и достигается это средствами чистой живописи. Цвет почти не бывает соответствующим натуре. Но содержательность цвета — очень важная проблема! — обеспечена неповторимо смелыми сочетаниями цветов, взвихренными ритмами мазков и красочных пятен, интуитивно убедительно распределенными на плоскости. Тепло-холодность учитывается, цвет в основном густой, колорит во многих композициях задан горячий, ощущается внутренний драматизм, иногда — радостная восторженность.

В лице художника Голявкина Живопись обрела-таки мужественного, самоотверженного, бескорыстного влюбленного живописца с индивидуальным почерком, умеющего работать в стиле, отвечающем современности. Новое он открывает в любой картине, воплощая свою мысль живописью — сочетанием, влияние красок друг на друга.

Источник: spb-uniart.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110726_viktor_goliavkin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110726_viktor_goliavkin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».