«Язык тела» в галерее «Глаз»
Вчера галерея классической и современной фотографии «Глаз» открыла выставку фотографов XX века. Изображение человеческого тела в их работах — попытка осознать природу и сущность человека
Вчера в галерее «Глаз» (Малая Ордынка, 23) открылась выставка «Язык тела», включающая в себя работы более десятка фотографов, сделанные на протяжении всего ХХ века. Все эти фотографии объединяет одна тема — попытка изобразить человеческое тело и осознать таким образом природу и сущность человека.
Хронологически выставка начинается с работ одного из величайших фотографов 1920–30-х годов Александра Гринберга. Он много снимал человеческое тело: от знаменитой серии «Искусство движения» до многочисленных портретов обнаженных женщин. Сейчас кажется, что в его обнаженных моделях и эротики-то никакой нет. Они грациозны, элегантны и, скорее, целомудренны, чем соблазнительны. Тем не менее именно из-за таких снимков в тридцатые годы Гринберг был осужден за распространение порнографии.
В выставку включено большое количество работ балтийских фотографов. Эта школа в советское время была одной из самых сильных, а в том, что касалось фотографий обнаженной натуры, и одной из самых смелых. В стране, где царило формальное искусство и любое отклонение от основной линии могло быть наказано, для художников изображение человеческого тела было даже не столько способом самовыражения, сколько попыткой продемонстрировать протест, оторваться от системы. Кроме того, многие фотографии из этой части выставки очень напоминают то, что принято сейчас называть «интимной фотографией». Там, где все было общим, такая фотография стала единственным способом показать что-то личное, индивидуальное, что осталось в жизни.
Эта выставка была бы невозможна без работ Сергея Борисова. Его портреты обнаженных моделей (многие из которых и сами были знаковыми в то время художниками, актерами или писателями), сделанные во время перестройки, показывают нам волнительный, но довольно болезненный процесс поиска самоидентификации. Обнаженное тело стало способом самовыражения, инструментом, помогающим найти себя в непростых исторических и культурных условиях.
Самые поздние работы (начало 2000 годов), включенные в экспозицию, принадлежат фотографу Александру Китаеву. В этих произведениях тело становится художественным инструментом, как кисть или светофильтр. Оно теряет свое изначальное значение, оно не говорит ничего о самом человеке.
Такое завершение выставки показывает нам, какой путь прошла фотография, изображающая человеческое тело, в России за прошедший век. От метафоричности и лиричности Гринберга, через интимность фотографий 1970–80-х годов, через социальность работ Сергея Борисова к почти абстрактным фотографиям Александра Китаева.
Источник: пресс-релиз галереи «Глаз»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110630_body_language.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110630_body_language.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.