«Святая Русь» в Третьяковской галерее
Уникальная по масштабу и значимости выставка шедевров русского искусства X — XIX веков
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, 10 (залы 60–61) открывается уникальная по масштабу и значимости выставка шедевров русского искусства X — XIX веков «Святая Русь», организованная по инициативе Президента Российской Федерации Д. А. Медведева.
На выставке «Святая Русь» представлено около 450 произведений из 25 отечественных музеев, библиотек и архивов, а также один редчайший экспонат из Лувра. Это оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад, составлявшее, как предполагают исследователи, часть парадного облачения князя Андрея Боголюбского.
Основная часть этих экспонатов демонстрировалась в Лувре на выставке «Святая Русь», организованной в рамках культурной программы «Год Франция — Россия 2010». Собрав воедино многочисленные памятники древнерусской иконописи, книжной миниатюры и монументальной живописи, ювелирного дела, лицевого шитья и других видов искусства, парижская выставка впервые в Европе позволила многочисленным зрителям увидеть с такой полнотой немеркнущую красоту духовной и художественной культуры Древней Руси. Выставка вызвала серьезный культурно-политический резонанс и стала новым шагом на пути узнавания России на Западе. Тогда же, в 2010 году, было принято решение об организации выставки «Святая Русь» в России.
Несомненно, что произведения древнерусского искусства намного известнее и доступнее в России, чем на Западе, однако это не делает выставку менее важной для отечественного зрителя. Такой обширный и прекрасно подобранный ряд памятников никогда прежде не был собран в пределах одного музейного пространства, одной экспозиции.
Все эти памятники представлены не в качестве иллюстраций к развернутой истории русской средневековой культуры, как это было сделано в Париже, но распределены по тем главным темам, из которых в современном сознании складывается образ «Святой Руси» как умозрительной модели идеального общественного и духовного устройства. Эта модель, которая начала формироваться еще в эпоху Средневековья, обрела особый смысл в XIX столетии, с началом систематического открытия и изучения древнерусской книжности и художественной культуры, и во многом определила представления об их исключительной ценности и значимости для русского народа.
На основе этих открытий, в свою очередь, составлялся наглядный и зримый, «вещественный» образ Святой Руси — Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного. Как и любой идеальный образ, он не всегда и не во всем совпадает с исторической действительностью, однако безусловно продолжает служить одним из главных духовных ориентиров, позволяющих осмыслить историческое и культурное наследие нашего Отечества. И все, кому оно важно и дорого, могут получить еще одну такую возможность на выставке, открывающейся в Третьяковской галерее.
Выставка включает в себя следующие разделы:
•
•
•
•
•
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110526_svyataya_rus.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110526_svyataya_rus.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.